Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №41 (1) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-41-1-92-101
К вопросу о целевой подготовке в вузе (социально-психологический аспект)
Статья посвящена проблеме оптимизации отбора кандидатов для целевого обучения в университете. Объектом исследования являются абитуриенты, поступающие в вуз на целевой основе. Предметом исследования - социально-психологическая характеристика контингента, поступающего по целевому набору. Авторами было проведено исследование, целью которого являлось выяснение следующих вопросов: распределение респондентов по половому признаку, источники информации о вузе, установление иерархии мотивов поступления в вуз на конкретные направления подготовки, дифференциация респондентов в системе «город - село». Для реализации целей исследования авторами была составлена анкета, которая была предложена абитуриентам, поступающим по целевому набору. Анализ полученных результатов анкетирования позволил выявить социально-психологические характеристики исследуемого контингента абитуриентов. Важное место в статье занимает анализ мотивов абитуриентов-целевиков, что является значимым показателем осознанного выбора профессии. Авторы полагают, что осознанное отношение к выбору в данном случае определяется положительным образом профессии, наличием примера, семейными традициями, осознанием необходимости формирования профессионально значимых качеств. По мнению авторов, все это будет способствовать формированию профессиональной направленности студентов в период обучения в вузе, что, в свою очередь, лежит в основе учебной мотивации. В то же время авторы отмечают, что поступающие по целевому набору абитуриенты получают конкурсные преимущества за счет выведения абитуриентов, поступающих по целевому набору из конкурсного списка. На практике это может привести к некоторому снижению качества контингента. В интересах решения данной проблемы целесообразно разработать систему мероприятий профессионального психологического отбора среди кандидатов, поступающих по целевому набору
Ключевые слова
целевой набор; педагогическая направленность; мотивы; профессионально-психологический отбор; targeted admission basis; pedagogical orientation; motives; professional and psychological selection
On the issue of targeted training AT the university (socio-psychologicalaspect)
The article is devoted to the problem of optimizing the selection of candidates for targeted training at the University. The object of the research is the students entering the University on an ad hoc basis. The subject of the research is the socio-psychological characteristics of the contingent entering the university on the targeted admission basis. The authors carried out a study which purpose was to clarify the following issues: the distribution of respondents by gender, information sources about the University, the establishment of a hierarchy of motives of entering the University to specific areas of training, differentiation of respondents in the “city-village” system. For the realization of research purposes, the authors made the questionnaire which was offered to entrants on the targeted admission basis. The analysis of the questionnaire results helped to identify socio-psychological characteristics of the contingent of applicants. An important part in the article is given to the analysis of motives of employer-sponsored entrants. It is an important indicator of a conscious choice of the profession. The authors believe that a conscious attitude to the choice in this case is determined by a positive image of the profession, by the example, family traditions, the awareness of the need of the formation of professionally significant qualities. According to the authors, this will contribute to the formation of professional orientation of students during the period of study at the University, which in turn is the basis of learning motivation. At the same time, the authors note that employer-sponsored entrants get a competitive advantage due to the removal of the employer-sponsored entrants from the competitive list. In practice, this may lead to some reduction in the quality of the contingent. In order to solve this problem, it is advisable to develop a system of activities of the professional psychological selection of the candidates entering the University on the targeted basis.
Список литературы
-
Бодров В.А., Сыркин Л.Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 77-82.
-
Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1966.
-
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
-
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
-
Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. № 5. С. 3-22.
-
Мазуров А.Б., Ильичева И.М., Коптюбенко С.А., Лыкин С.С. Духовно-нравственное воспитание в вузе: образовательный и интеллектуальный потенциал. Коломна: МГОСГИ, 2013.
-
Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: автореф. дис. ... докт. псих. наук. Л., 1982.
-
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.
-
Платонов К.К., Голубев Г.К. Психология. М.: Высшая школа, 1973.
-
Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. N 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении». URL: http://base.garant.ru/70519848/ (дата обращения: 21.12.2017).
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. N 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования». URL: http://base.garant.ru/71238710/ (дата обращения: 21.12.2017).
-
Сыркин Л.Д., Ляпин А.С. , Зуйкова А.А., Сафронов А.И. Психологическое содержание личностного профиля выпускников образовательных организаций с позиций квалификационных требований ФГОС // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 7. М.: Институт психологии РАН, 2015. С.131-137.
-
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.12.2017).