Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №41 (1) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-41-1-102-110
ДИСКУССИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА КАК ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье представлено теоретическое исследование относительно дискуссионно-просветительской культуры будущего инженера Проанализировав компоненты инженерного мышления и требования ФГОС относительно просвещения, автор приходит к выводу о высокой роли общения как связи для успешного осуществления остальных видов профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также тесного переплетения просвещения, информации и дискуссии. Автор, принимая во внимание требование ФГОС относительно способности выпускников к просветительской деятельности, выявляет структуру этой активности и обосновывает соответствующие культуры: дискуссионную и просветительскую. Дискуссионная культура трактуется как способ и средство деятельности, связанной с умением выстраивать логичное и обоснованное представление информации и систему аргументации собственной точки зрения с целью решения проблемы отбора необходимой информации, достаточной для просвещения представителей других специальностей и бизнеса. Просветительская культура понимается автором как потребность и способность делиться информацией, профессиональными и культурными ценностями на ИЯ с представителями других специальностей, а также свод умений по оцениванию важности, упрощению и представлению информации аудитории, имеющей иную профессиональную направленность. Учитывая особенности превращения информации в знание, а также близость просветительской и дискуссионной культур, автор вводит понятие дискуссионно-просветительская культура, определяя её как интегративное динамическое структурное качество личности, объединяющее совокупность лингвистической, межкультурной, коммуникативной и личностно-деловой компетенции студента инженерного профиля, отражающее готовность к иноязычной коммуникации в устной форме в процессе взаимодействия со студентами других специальностей. Также выявлено, что дискуссионно-просветительская культура входит в состав профессиональной информационной культуры студента и в иноязычном образовании конкретизируется в монологической речи и дискуссионном общении профессиональной направленности со студентами /представителями других специальностей.
Ключевые слова
инженерное мышление; общение; просвещение; культура; информация; информационная культура; профессиональная информационная культура; общее обсуждение; дискуссия; дискуссионно-просветительская культура студента; engineering thinking; communication; foreign langu
THE DISCUSSION-EDUCATIONAL CULTURE OF FUTURE ENGINEERS AS A PHENOMENON OF PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM
The article presents a theoretical research on the discussion-educational culture of future engineers as a phenomenon of foreign language education. Having analyzed the components of engineer’s thinking as well as the requirements of the Federal Educational Standard the author comes to the conclusion that, firstly, communication acts as a decisive factor for engineers’ fulfillment of professional and non-professional activities. Secondly, there are close ties between education, information and discussion. Taking into consideration the requirement of the Federal Educational Standard about students’ ability to educational activity the author defines the structure of this activity and grounds corresponding cultures. The discussion culture is understood as both a means and a way of the activity associated with the ability to form logical and grounded presentation of information, and a system of argumentation of personal point of view in order to select the data sufficient for the education of representatives of other specialities and business. The educational culture is the need and the ability of future engineers to share information, professional and cultural values with representatives of other specialities. The educational culture also includes a set of skills necessary for selecting, simplifying and presenting professionally-oriented information to the audience of colleagues who represent other specialities. Taking into consideration how information becomes knowledge, as well as close ties between educational and discussion cultures, the author unites them into the discussion-educational culture, defining it as an integrating dynamical structural quality of a personality which unites language, intercultural, communicative and person-business competences and expresses itself as readiness for oral communication with students and representatives of other specialities. The discussion-educational culture of future engineers is regarded as a component of students’ professional informative culture, which is activated in monologue speech and discussion activity with students or representatives of other specialities within foreign language education.
Список литературы
-
Гречихин А.А. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) // Проблемы информационной культуры: Сб. статей / Под ред. Ю.С. Зубова и И.М. Андреевой. М: Изд-во Московского Государственного Университета культуры, 1994. С. 12-38.
-
Григорьев А.Н. Формирование информационной культуры специалиста в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2010.
-
Кравчук Н.В. Социально-педагогические ресурсы развития коммуникативной культуры подростков в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011.
-
Лебедева Т.Н. Инженерное мышление: определение и состав его компонентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-3. С. 66-68.
-
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983.
-
Нестерова Л.В. Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки: дис. …канд. пед. наук. Брянск, 2002.
-
Орешина Е.Е. Методика обучения обсуждению проблемы в форме дебатов: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2008.
-
Сороковых Г.В., Зыкова А.В. Обучение средствам выражения экспрессивности французской речи // Иностранные языки в школе. 2012. № 10. С. 14-20.
-
Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
-
Шевцова Е.В. Формирование коммуникативной культуры личности студентов в условиях высшего дополнительного лингвистического образования: дис. … канд пед. наук. Ставрополь, 2003.
-
Языкова Н.В. Культура и обучение иностранным языкам: лингводидактический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2009. № 1. С. 95-100.
-
Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1517 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов (уровень специалитета)». URL: https://minjust.consultant.ru/documents/21855 (дата обращения: 1.02.2018).