Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №41 (1) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-41-1-111-116
ОБ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируется экзистенциальная методология иноязычного образования с позиций компетентностного подхода, теории множественного интеллекта Г. Гарднера и философии образования Н.А. Бердяева. В системной классификации общеевропейских компетенций владения иностранным языком Совета Европы экзистенциальная компетенция выступает в роли психологического и социокультурного конструкта, определяющего коммуникативную деятельность учащихся. Она представляет собой набор персональных факторов и характеристик, индивидуализирующих языковое образование, таких как взгляды и отношения, мотивация, ценности, убеждения, тип познавательной способности, личностные качества. Включение данной компетенции в список обусловлено признанием важности неутилитарных оснований образования. В своей теории множественного интеллекта Г. Гарднер расширяет традиционную картину рационального познания, представляя типологию интеллекта, основанную на восьми критериях. Экзистенциальный интеллект рассматривается в качестве способности человека интересоваться ключевыми вопросами человеческого существования и основами бытия, связи с миром и космосом. Постулируемая возможность воспитания и развития такой способности наделяет новыми смыслами содержание предметного обучения, в том числе и в контексте иноязычного образования. Дискурс экзистенциальной педагогики основывается по большей части на общефилософских концепциях западноевропейских экзистенциалистов. При этом методология иноязычного образования может быть осмыслена и в традициях отечественной школы экзистенциальной мысли, например в свете философии образования Н.А. Бердяева. Объективация и субъективация, универсализм, экзистенциалы личности, свободы, творчества дают философскую базу для обоснования экзистенциального преподавания. Одновременно отмечается невозможность непосредственного технологического применения этих идей на практике, их аристократический радикализм.
Ключевые слова
экзистенциальная компетенция; экзистенциальный интеллект; экзистенциальная методология; экзистенциальная философия; философия образования; иноязычное образование; existential competence; existential intelligence; existential methodology; existential philoso
ON EXISTENTIAL METHODOLOGY OF FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION
The paper analyzes existential methodology of foreign-language education from the perspective of competency-based approach, H. Gardner’s theory of multiple intelligences and N.A. Berdyaev’s philosophy of education. In the systematic Common European Framework of Reference by the Council of Europe existential competence plays the role of psychological and socio-cultural construct that defines the communicative activities of the learners. It represents a range of personal factors and features, individualizing language education, such as attitudes, motivations, values, beliefs, cognitive styles and personality types. The inclusion of this competence in the list stems from recognizing the importance of non-utilitarian foundations of education. In the theory of multiple intelligences H. Gardner broadens traditional horizons of rational knowledge, presenting the typology of intelligences based on eight criteria. Existential intelligence is considered as a capacity to be concerned with central issues of human existence and fundamentals of the universe, connections with the world and cosmos. Postulated possibility of nurturing and developing such a capacity gives new sense to the syllabus of subject instruction, including foreign-language education. The discourse of existential pedagogy is based mostly on general philosophic concepts of West European existentialists. At the same time the methodology of foreign-language education can be also interpreted in the traditions of the Russian school of existential thought, e.g. in the light of N.A. Berdyaev’s philosophy of education. Objectification and subjectification, universalism, existentials of personality, freedom, creativity provide philosophic background for substantiation of existential teaching. Still it is impossible to implement these ideas directly in practice like a technology due to their aristocratic radicalism.
Список литературы
-
Бердяев Н.А. Русская идея // Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. М.: Эксмо, 2008. С. 12-256.
-
Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи // Бердяев Н.А. Дух и реальность. Вступ. ст. и сост. В.Н. Калюжного. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2006b. С. 157-226.
-
Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря // Бердяев Н.А. Дух и реальность. Вступ. ст. и сост. В.Н. Калюжного. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2006c. С. 565-671.
-
Бердяев Н.А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Дух и реальность. Вступ. ст. и сост. В.Н. Калюжного. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2006a. С. 23-156.
-
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
-
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Страсбург-М.: Департамент по языковой политике, 2003.
-
Aase L. Aims in the Teaching/Learning of Language(s) of Education (LE) // Intergovernmental Conference Languages of Schooling: towards a Framework for Europe. Strasbourg. 16-18 October 2006. P. 1-12.
-
Armstrong T. Multiple Intelligences in the Classroom. Alexandria, 2009.
-
Gardner H. Intelligence reframed. Multiple intelligences for the 21st century. New York: Basic books, 1999.