Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-8-17
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ
В статье рассматривается проблема половой идентичности в старшем школьном возрасте и ее влияние на социально-психологическую адаптацию. Проблема половой идентичности приобрела особую актуальность в связи с радикальными изменениями в обществе в последние десятилетия: появляется новый жизненный уклад, происходит смена ценностей, традиционные культурные стереотипы поведения мужчины и женщины претерпевают изменения. Исследование проблемы половой идентичности и ее влияния на социально-психологическую адаптацию представляется значимым и своевременным, так как в настоящий период происходит ломка исторических, культурных представлений о стереотипах поведения людей и жизненных ценностях. Половая идентичность определяет высокий уровень самопринятия и удовлетворенность жизнью, способствует достижению самоценности и гармонии во взаимодействии с окружающей средой. Половая идентичность является одной из базовых характеристик личности, определяющей самосознание и регулирующей полоролевое поведение в социуме. При этом старший школьный возраст является главным периодом формирования половой идентичности. В проведенном исследовании доказано влияние половой идентичности на социально-психологическую адаптацию в юношеском возрасте, полученные данные свидетельствуют о наличии взаимосвязи типа половой идентичности и адаптационных процессов личности в старшем школьном возрасте. В ходе исследования было доказано, что успешность социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности у современных старшеклассников зависит от ведущего типа половой идентичности; при этом преобладание маскулинных черт для девушек и феминных черт для юношей является неблагоприятным фактором социально-психологической адаптации, в то время как успешной социально-психологической адаптации способствуют маскулинные характеристики для юношей и феминные характеристики для девушек.
Ключевые слова
личность; адаптация; половая идентичность; самоотношение; самосознание; полоролевое поведение; самопринятие; identity; adaptation; sexual identity; self-attitude; self-concept; sex-role behavior; self-acceptance
SEXUAL IDENTITY IN HIGH SCHOOL AGE AND ITS INFLUENCE ON SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION
The article reviews the problem of sexual identity in high school age and its influence on socio-psychological adaptation. The problem of sexual identity has acquired special relevance in connection with radical changes in the society for the last decades: a new way of life is appearing; values are changing; traditional cultural stereotypes of behavior of men and women are also changing. The relevance of the problem of sexual identity and its influence on socio-psychological adaptation seems to be significance and timely, as at present there is a breakdown of historical and cultural perceptions of the stereotypes of people's behavior, as well as the restructuring of life values. Sexual identity determines a high level of self-acceptance and satisfaction with life, contributes to the achievement of value and harmony in interaction with the environment. Sexual identity is one of the basic characteristics of the personality that determines self-consciousness and regulates sex role behavior in society and, in its turn, that the high school age is the main period of the formation of sexual identity. In the conducted research the influence of sexual identity on socio-psychological adaptation in preadult age was proved. Received data is the evidence of interrelation of the type of sexual identity and adaptive processes of the individual in high school age. During the research it was proved that the success of socio-psychological adaptation to the changing vital activities of the modern students depends on the leading type of sexual identity. However, the predomination of masculine traits in girls and feminine traits in young men is an unfavourable factor of socio-psychological adaptation, while masculine characteristics in young men and feminine characteristics in girls promote successful socio-psychological adaptation.
Список литературы
-
Каган В.Е. Половые аспекты индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. II. Л.: Изд-во Ленинград. гос. ун-та, 1984. С. 109-112.
-
Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и «образ - Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53-62.