Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-18-23
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ПОМОЩЬЮ АЙТРЕКИНГА
В работе представлен опыт использования компьютерной окулометрии (айтрекинг) в психолого-педагогическом обследовании учеников первого класса ГБОУ школы № 197 Центрального района г.Санкт-Петербурга. Обследование являлось частью экспериментальной работы детской неврологической клиники «Прогноз», направленной на выявление психофизиологических факторов снижения способности к обучению у детей без выраженных отклонений в развитии. Обследовано 32 ребенка (средний возраст 7,5 лет):19 мальчиков, 13 девочек. Детям предлагалось составить рассказ по серии из трех картинок, сначала ребенка просили разложить карточки с картинками на столе по порядку. После этого картинки последовательно предъявлялись на экране монитора, ребенок рассказывал, что на них происходит. При этом глазодвигательная активность испытуемого регистрировалась на установке Eyegaze Analysis System (система айтрекинга). Было выявлено, что15 детей не смогли составить связный рассказ по картинкам, при этом у 12 из них на протоколе Eyegaze Analysis System не были зафиксированы фиксации на значимых для составления рассказа элементах изображения. Использование аппаратной оценки движений глаз позволило дифференцировать возможные причины, по которым испытуемые не справились с заданием. Полученные результаты требуют дальнейшего изучения. Возможно, неспособ-ность ребенка заметить изображение, находящееся не по центру картинки, отражает тенденции к сужению зрительного поля, отсутствие активного внутреннего поиска и мотивации к нему.
Ключевые слова
первоклассники; айтрекинг; фиксации взора; окулометрия; связная речь; first-year schoolchildren; eye tracking; gaze fixations; oculometry; coherent speech
THE ANALYSIS OF POSSIBLE REASONS FOR DISORDERS OF COHERENT SPEECH DEVELOPMENT IN FIRST-YEAR SCHOOLCHILDREN WITH THE HELP OF EYE TRACKING
This work presents our experience of using computerized oculometry (eye tracking) in psychological and educational checkup of the 1st year schoolchildren of state school №197 of the Central district, Saint Petersburg. The examination was a part of an experimental work of the child neurological clinic “Prognoz”. The work was aimed at revealing psycho-physiological factors of decreasing learning abilities of children without developmental abnormalities. 32 children, 19 boys, 13 girls (average age 7.5) were examined. The children were offered to make a story using a series of three pictures. Firstly, a child was asked to put pictures on the table one after another. After that, the pictures were gradually shown on the screen, the child was telling what was happening on the pictures. Oculomotor activity of the child was registered using EyegazeAnalysisSystem. It was found that 15 children were not able to make a coherent story, while 12 of them, according to the EyegazeAnalysisSystem protocol, did not have gaze fixations at elements of pictures important for making a story. The use of the equipment evaluation of eye movements allowed to differentiate possible reasons why the test subjects did not manage to do the task. The results obtained require further study. Perhaps the inability of the child to notice an image that was not in the center of the picture reflects the tendency to narrow the visual field, the lack of an active internal search and motivation for it.
Список литературы
-
Барабанщиков В.А. Окуломоторные структуры восприятия. М.: «Институт психологии РАН», 1997.
-
Безруких М.М., Иванов В.В. Движения глаз в процессе чтения как показатель сформированности навыка // Физиология человека. 2013. № 1(39). С. 83-93.
-
Дмитриева В.А. Особенности передачи содержания текста детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием // Вопросы педагогики. 2017. № 8. С. 12-15.
-
Ефимова В.Л. Без часов в голове: о детях, которым трудно учиться. М., СПб.: Диля, 2015.
-
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003.
-
Николаева Е.И. Психофизиология. СПб.: Питер, 2008.
-
Трифонов М.И., Ефимова В.Л. Частота и амплитуда прослеживающих движений глаз у детей с трудностями обучения при отслеживании скачкообразно перемещающегося стимула // Нейрокомпьютеры: разработка и применение. 2017. № 4. С. 72-76.
-
Уланова, А.Ю., Сергиенко Е.А. Развитие представлений о ментальном и физическом в пересказах детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1538.
-
Dodd H.F., Hudson J.L., Williams T., Morris T., Lazarus R.S., Byron Y. Anxiety and Attentional Bias in Preschool-Aged Children: An Eyetracking Study // Journal of Abnormal Child Psychology. 2015. № 43(6). P. 1055-1065.
-
Duchowski A.T. Eye Tracking Methodology: Theory and Practice. Springer, 2003.
-
Gidlöf K., Wallin A., Dewhurst R., Holmqvist K. Using eye tracking to trace a cognitive process: Gaze behaviour during decision making in a natural environment // Journal of Eye Movement Research. 2013. № 6(1):3. P. 1-14.
-
Green C.R., Mihic A.M. et al. Oculomotor control in children with fetal alcohol spectrum disorders assessed using a mobile eye-tracking laboratory // European Journal of Neuroscience. 2009. № 29(6). P. 1302-1309.