Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-24-33
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
Статья посвящена исследованию детско-родительских отношений в семьях малочисленных народов Севера (эвенов), проживающих исконно-традиционным укладом жизни и занимающихся основным видом деятельности - оленеводством. Детско-родительские отношения сравнивались с детско-родительскими отношениями в русских и якутских семьях, проживающих в городе и в сельской местности. Использовались «Опросник родительского отношения (ОРО)» А.Я. Варги и В.В. Столина и методика PARI (Parental Attitude Research Instrument - тест-опросник «Измерение родительских установок и реакций») Е.С. Шефер, Р.К. Белл в адаптации Т.В. Нещерет. В исследовании участвовали семьи с детьми младшего школьного возраста: 43 эвенских семьи, проживающие на исконной территории, ведущие традиционный кочевой образ жизни, 45 семей сельской местности, 44 русскоязычных семьи г. Якутска. Обнаружено, что позиции матерей и отцов имеют различное содержание. Так, для матерей, проживающих на исконной территории (матери-эвены и матери-якутки, проживающие в сельской местности), характерны симбиотические отношения. Матери в городских семьях придерживаются позиции «авторитарная гиперсоциализация». Позиция отцов-эвенов и якутов, проживающих в сельской местности, имеет выраженные авторитарные черты, тогда как отцы, проживающие в городе, менее включены во взаимоотношения с ребенком, в большей степени игнорируют их интересы, чувства. Такие позиции, как «симбиоз» у матерей и «авторитарная гиперсоциализация» у отцов, характерны для семей, проживающих на исконной территории. Возможно, это объясняется исторически сложившимся традиционным патриархальным типом устройства данных семей, а также обеспечением необходимых условий для выживания. В семьях, проживающих на исконной территории, детско-родительские отношения в большей мере определяются этнокультурными семейными традициями. Для семей, проживающих в городской среде, характерно в детско-родительских отношениях проявление маргинализации как процесса отсутствия чувства принадлежности к определенной социальной и этнокультурной группе.
Ключевые слова
детско-родительские отношения; малые народы Крайнего Севера; этнокультурные особенности; стиль семейных отношений; родительские установки; младший школьный возраст; children-parent relationships; small peoples of the Far North; ethno-cultural characteristi
CHILDREN-PARENTAL RELATIONSHIP FEATURES OF SMALL PEOPLES OF THE NORTH
The article is devoted to the study of children-parent relations in the families of small peoples of the North (Evens) living a traditional way of life and engaged in deer-raising. Evens families were compared with Russian and Yakut families living in the city and in the countryside. The Parent Attitude Questionnaire by A.Ya. Varga and V.V. Stolin and PARI (Parental Attitude Research Instrument) by E.S. Schaefer, R.K. Bell, in adaptation of T.V. Neshcheret were used. The study involved families with children of primary school age: 43 Even families living on the original territory with traditional nomadic lifestyle, 45 families from rural areas, 44 Russian-speaking families from Yakutsk. It was found that the positions of mothers and fathers are different. Thus, mothers living on the original territory (Even and Yakut mothers living in rural areas) are characterized by symbiotic relationships. Mothers in urban families adhere to the position of “authoritarian hyper-socialization”. The position of the Even and Yakut fathers living in rural areas has strong authoritarian features, while fathers who live in the city are less involved in the relationship with the child, more often ignore their interests and feelings. Symbiotic position of mothers and “authoritarian hyper-socialization” of fathers are typical for families residing on the native territory. It is, maybe, due to the traditional patriarchal type of relationships in these families, as well as to the security of necessary conditions for survival. In families living on the original territory, children-parent relations are largely determined by ethno-cultural family traditions. For families living in the urban environment, the manifestation of marginalization is characteristic for the children-parent relationships, as a lack of the sense of belonging to a particular social and ethno-cultural group.
Список литературы
-
Бучек А.А. Этнопсихологические исследования малых народов северо-востока России // Люди великого долга: материалы XXVI Крашенниновских чтений. Петропавловск-Камчатский, 2009. С. 26-33.
-
Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито-центр, 2011.
-
Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. Якутск: Бичик, 1997.
-
Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат, 1992.
-
Гончаров О.А., Тяповкин Ю.Н. Восприятие перспективы и пространственные представления у коренных жителей Крайнего Севера // Вопросы психологии. 2007а. № 1. С. 91-100.
-
Гончаров О.А., Тяповкин Ю.Н. Культурные и экологические факторы восприятия перспективы у коренных жителей тундры // Культурно-историческая психология. 2007б. № 4. С. 2-11.
-
Доржиева И.Ц. К вопросу об особенностях работы практического психолога в условиях национальной культуры (на материале бурятского этноса) // Практическая подготовка психологов в системе высшего образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: МОСУ, 1998. С. 98-101.
-
Ильин Е.И. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2011.
-
Корнилова А.Г. Этнические традиции как фактор социального воспитания // Наслежно-улусное воспитание. № 1-2. М., 1997. С. 16-22.
-
Методика «Измерение родительских установок и реакций» - опросник PARI. URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/60-diagnosis-of-family-relationships/199-pari-methodology-measurement-of-parental-attitudes-and-reactions?start=1 (дата обращения 29.04.2018).
-
Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
-
Мухина В.С. Из прошлого в настоящее и будущее: родовые традиции - праоснова самосознания народов мира // Развитие личности. 2011. № 3. С. 155-177. № 4. С. 146-166.
-
Мухина В.С., Павлов С.М. Психология этнической идентичности детей коренных народов Севера // Развитие личности. 2001. № 3-4. С. 55-75.
-
Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1964.
-
Новикова И.И. Психологический портрет учащихся коренной национальности // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития. Сборник тезисов научно-практической конференции 16-17.03.2007. М.: МГППУ, 2007. С. 10-11.
-
Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь: Издательско-полиграфический комплекс «Звезда», 1999.
-
Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии. Якутск: Бичик, 1994.
-
Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. Под ред. А.Я. Варги, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988.
-
Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся социально-педагогическая система. М.: РАО, 2002.
-
Роббек В.А. Устойчивое развитие народов Севера России. Фундаментальные и прикладные исследования: сборник научных статей. Новосибирск: Наука, 2011.
-
Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. Под ред. А.А. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. С. 38-45.
-
Холмогорова А.Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 1. С. 93-119.
-
Хонигман Дж. Подходы // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей редакцией А.А. Белика. М.: Смысл, 2001. С. 80-103.
-
Янкова З.А., Ачильдиева Е.Ф., Лосева O.K. Мужчина и женщина в семье. М.: Финансы и статистика, 1983.