Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-34-39
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
В статье анализируются проблемы формирования положительной мотивации изучения иностранного языка в различных возрастных группах: дошкольников, учеников средних школ и студентов, слушателей факультета повышения квалификации. Приводятся данные опросов, касающиеся основных мотивов изучения иностранного языка. Результаты опросов показывают отличие мотивов у школьников и взрослых. Наблюдение в группах дошкольников показало высокую мотивированность детей во время использования преподавателем четырех типов игр. Использование принципа инфантилизации в группах студентов и взрослых обучаемых, регулярные ролевые игры повышают мотивацию и интерес к изучаемому языку. Подчеркивается роль ситуаций мотивированного общения в формировании коммуникативной активности обучаемых. В каждой возрастной аудитории необходимо учитывать психологические особенности обучаемых, их цели (или отсутствие таковых). В любой аудитории от преподавателя требуется мастерство по созданию благоприятного психологического климата, без которого невозможно раскрытие резервных возможностей обучаемых. Для детей игра является естественным состоянием, и преподаватель имеет возможность применять все виды игр. В студенческой аудитории преподавателя могут ожидать дополнительные трудности - преодоление отрицательной мотивации и негативного отношения к изучению иностранного языка. В группах взрослых игра, в особенности ролевая, встречается с пониманием, учащиеся вовлекаются в исполнение своих ролей с удовольствием. В такой аудитории задачей преподавателя является сочетание положительной мотивации, с которой слушатели приходят на курсы, с постоянным поддержанием мотивации на протяжении всего курса обучения. В любой аудитории необходимо учитывать психологические особенности обучаемых, чтобы успешно достичь формирования коммуникативных умений. Подготовка к игре на занятии к созданию ситуаций мотивированного общения требует от преподавателя серьезной подготовки и в методическом, и в психологическом плане. Деятельность учащихся во время ролевых игр должна соответствовать как содержанию учебного материала, так и возможностям и интересам учащихся.
Ключевые слова
положительная мотивация; различные возрастные группы; типы игр; ролевая игра; коммуникативная активность; positive motivation; different age groups; types of games; the importance of role playing; communicative activity
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FORMATION OF MOTIVATION FOR STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN DIFFERENT AGE GROUPS
The article analyses the formation of positive motivation for learning foreign languages in groups of different ages: pre-school children, pupils of secondary schools and students, adult students of advanced training courses. The results of questionnaires concerning main motives of learning a foreign language are given. They show the difference of motives of schoolchildren and adult learners. The results of observation in pre-school children groups showed high motivation of children when the teacher used four types of games. The use of the principle of "infantilization" in the groups of students and adult learners improves motivation and interest to learning a foreign language. The role of situations of motivated communication in the formation of communicative activity is emphasized. In each age group it is necessary to take into account psychological characteristics of students, their goals (or their absence). In any age group, the teacher is required to master the creation of a favorable psychological climate, without which it is impossible to reveal the reserve capabilities of students. For kids the game is a natural state and the teacher has the ability to apply all kinds of games. In the student age group, the teacher can expect additional difficulties - overcoming negative motivation and negative attitude to the study of a foreign language. In adult groups the game, especially role playing, is accepted with understanding, they become involved in the performance of their roles with pleasure. In such an audience, the teacher's task is to combine positive motivation with which students come to the courses, with the constant support of motivation throughout the course. For any audience it is necessary to take into account psychological characteristics of students to successfully achieve the formation of communicative skills. Getting ready to play at the lesson to create situations of motivated communication requires from the teacher a serious methodological and psychological training. The activities of students during role playing should correspond to the content of the educational material, as well as opportunities and interests of students.
Список литературы
-
Арутюнов А.Р., Чеботарев П.Г., Музруков Н.Б. Игровые задания. М.: Русский язык, 1984.
-
Ильин В.С. Проблема формирования мотивации у школьников // Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников. Ростов н/Д, 1975. С. 3-28.
-
Николаева Е.И. Специфика современного обучения студентов-психологов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2009. № 1-2(1). С. 32-35.
-
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.