Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-50-58
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрена проблема развития информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) педагогов в сфере дополнительного образования (ДО). Показано, что необходимость развития ИКК затрагивается во многих научных работах, однако возможности повышения уровня ИКК педагогов в сфере ДО недостаточно раскрыты в отечественных научно-практических исследованиях. Определена актуальность разработки таких направлений развития ИКК педагогов в сфере ДО, которые бы учитывали как требования педагогики ДО, так и условия работы педагогов и их личностно-профессиональные особенности. Объектом исследования выступала профессиональная подготовка педагогов сферы ДО, предметом исследования - процесс развития ИКК педагогов сферы ДО. Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование направлений развития ИКК педагогов сферы ДО. Использованы общетеоретические методы исследований: изучение и анализ литературных данных теоретической и методической направленности; системно-структурный анализ педагогического опыта; конкретизация изучаемых процессов и синтез рекомендаций. Выявлены основные требования к компетентности педагогов сферы ДО и установлена роль ИКК в ней. Показана необходимость повышения уровня ИКК педагогов ДО как составляющей профессиональной компетентности для последующего повышения качества педагогической деятельности и обеспечения высокой конкурентоспособности педагога ДО на рынке труда. Обобщены теоретико-методологические подходы к определению и способам развития ИКК. Установлены возможности создания компьютерно-ориентированной среды для развития ИКК педагогов сферы ДО. Даны рекомендации по применению интернет-приложений, программных продуктов и информационно-коммуникационных технологий для самостоятельного развития ИКК преподавателями ДО и использования их в профессиональной деятельности.
Ключевые слова
информационно-коммуникационная компетентность; теоретико-методологические подходы; дополнительное образование; компьютерно-ориентированная среда; информационно-коммуникационные технологии; information and communication competence; theoretical and methodo
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION
In the article the problem of the development of information and communication competence (ICC) of teachers in the system of additional education (AE) is considered. It is shown that the need to develop the level of ICC is touched upon in many scientific works, but the possibilities of the improvement of teachers’ ICC in the system of AE are not sufficiently disclosed in domestic scientific and practical research works. The urgency of working out such directions of the development of teachers’ ICC in the field of AE was determined, which would take into account both the requirements of AE pedagogy and the conditions of teachers work and also their personal and professional characteristics. The object of the study was the professional training of teachers in the field of AE, the subject of the research was the development of the ICC of teachers in the system of AE. The aim of the research is the theoretical and methodological substantiation of directions of the development of teachers’ ICC in the system of AE. General theoretical methods of the research were used: the study and analysis of literature data of a theoretical and methodological orientation; system and structural analysis of pedagogical experience; concretization of the studied processes and the synthesis of recommendations. Main requirements to the competence of teachers in the field of AE have been identified and the role of the ICC in it has been established. The necessity of improving the level of the ICC of AE teachers as a component of professional competence for the subsequent improvement of the quality of pedagogical activity and ensuring the high competitiveness of an AE teacher in the labor market is shown. Theoretical and methodological approaches to the definition and ways of the ICC development are generalized. The possibilities of creating a computer-oriented environment for the ICC development of AE teachers have been established. Recommendations are given on the use of Internet applications, software products and information and communication technologies for the independent development of ICC by teachers of AE and their use in professional activities.
Список литературы
-
Богданова А.В. Состав и условия формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов педагогических специальностей // Вектор науки ТГУ. 2010. № 4. С. 305-308.
-
Витухновская А.А. Функциональное проектирование компонентов профессиональной компетентности педагога, формирующего ИКТ-компетентность учащихся младших классов // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4. С. 35-43.
-
Воронцова Э.М., Федорова С.Н. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4(11). С. 54-57.
-
Кочергина О.А. Информационно-коммуникативная компетентность педагога как составляющая его профессиональной коммуникации // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2010. № 2. С. 262-265.
-
Мылова И.Б. Информационно-технологическая компетентность учителя начальной школы как результат профессиональной подготовки // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. № 17. С. 148-160.
-
Попова Л.М. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического колледжа в процессе изучения информатики. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/510835/ (дата обращения: 11.04.2018).
-
Сороко Н.В. Современные стратегии развития информационно-коммуникационной компетентности учителей в условиях компьютерно-ориентированной среды в международном измерении // Образовательные технологии и общество. 2013. № 1. С. 699-736.
-
Descriptors of Key Competences in the National Qualification Framework // Competences of Personal Development. URL: http://cpd.yolasite.com/key-competences.php (дата обращения: 11.04.2018).