Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-59-67
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
В статье раскрывается проблема формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе изучения музыкального искусства. Определяется содержание понятия «коммуникативная компетенция» в двух его аспектах: 1) как коммуникативный компонент, формирующий комплекс необходимых умений и навыков у учащихся; 2) как особое качество личности. Раскрываются его компоненты (прагматический, когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и виды, описываются основные направления формирования коммуникативной компетенции у детей на основе диалога культур (внутреннего и внешнего, синтеза), определяются три формы общения в процессе изучения музыкального искусства (монологическая, диалогическая, полилогическая). Характеризуются типы взаимодействия субъектов в процессе восприятия музыкального искусства: «Я - Ты», «Я - Мы», «Я - Вы», «Я - Они». Раскрываются понятия интерактивного, гносеологического, аксиологического, нормативного, семиотического, социально-практического общения, в структуре межкультурной коммуникативной компетенции были определены прагматический, когнитивный, эмоциональный, поведенческий ее компоненты. В данной статье выделены три направления формирования коммуникативной компетенции младших школьников посредством диалога культур: через диалог между учителем и учащимися, композитором и слушателями, младшими школьниками и самим музыкальным искусством. Второе направление определяется использованием внутреннего диалога культур. Третье направление - диалог культур, в процессе которого происходит взаимодействие музыки с другими видами искусства. Диалог культур рассматривается в качестве инструмента познания и усвоения культурных ценностей младшими школьниками, как форма общения (межличностная коммуникация, в процессе которой дети обмениваются музыкально-эстетической информацией). Статья предназначена для преподавателей, студентов, аспирантов, учителей музыки и работников народного образования.
Ключевые слова
коммуникативная компетенция; компетентность; коммуникативный компонент; значимые личностные качества; самореализация; диалог культур; межличностное общение; communicative competence; competence; communicative component; significant personal qualities; self-re
MAIN DIRECTIONS OF FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCE IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING MUSICAL ART
The article reveals the problem of the formation of communicative competence in junior schoolchildren in the process of studying music. The content of “communicative competence” is defined in two ways: 1) as a communicative component, forming a set of necessary skills of pupils; 2) as a special quality of the personality. Its components (pragmatic, cognitive, emotional, behavioral) and types are revealed. Main directions of forming communicative competence in children on the basis of dialog of cultures (internal and external synthesis) are described. Three forms of communication in the process of studying music are determined: monologue, dialogic, and political. “I-You”, “I-We”, “I-You”, “I-They” types of interaction of subjects in the process of perception of musical art are characterized. Concepts of interactive, epistemological, axiological, normative, semiotic, socially-practical communication are revealed. Pragmatic, cognitive, emotional, behavioral components were defined in the structure of intercultural communicative competence. In this article, three directions for the formation of the communicative competence of junior schoolchildren are identified through the dialogue of cultures: through the dialogue between the teacher and pupils, the composer and listeners, junior schoolchildren and the music art itself. The second direction is the use of inner dialog of cultures. The third direction is the dialogue of cultures, in the process of which music interacts with other kinds of art. The dialogue of cultures is considered as an instrument of cognition and assimilation of cultural values by junior schoolchildren; as a form of communication (interpersonal communication, in the process of which children exchange musical and aesthetic information). The article is intended for teachers, students, post-graduate students, music teachers and public education workers.
Список литературы
-
Асафьев Б. (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс. Л.: «Музыка», 1971.
-
Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Academia, 2000. С. 227-231.
-
Бобылёва Г.А., Кирпичников А.И., Кирпичникова О.Б. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации высшего образования // Мир педагогики и психологии. 2017. № 4(9). С. 10-14.
-
Зельдович Б.З. Деловое общение. М.: «Альфа-Пресс», 2007.
-
Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Лессинг Г.Э. Избранное. М.: Худож. лит., 1980. С. 379-498.
-
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: «Наука», 1984.
-
Овчинникова А.Ж. Ноосферные аспекты развития эстетического мышления у младших школьников // «Ноосферное образование в евразийском пространстве»: VII Международная научная конференция. Санкт-Петербург, Смольный институт РАО, 7-8 декабря 2017. СПб., 2017. С. 335-339.
-
Овчинникова А.Ж., Нехлопочина А.Н. Взаимодействие видов искусства как фактор эстетического развития младших школьников. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014.
-
Панфилова А.П. Психология общения. М.: Издательский центр «Академия», 2013.
-
Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997.
-
Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции: автореф. дис. док. пед. н. Тюмень, 2003.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под руководством Д.Б. Кабалевского. М.: «Просвещение», 2006.
-
Птицына И.Ф. Педагогические условия формирования межкультурной компетенции вторичной языковой личности студентов (на материале изучения японского языка и культуры): автореф. дис. ... канд. пед. н. Якутск, 2008.
-
Стенина Н.С. Формирование профессиональной компетенции иностранных студентов, обучающихся в высших художественных учебных заведениях России: автореф. дис. ... канд. пед. н. М., 2007.
-
Стратегия модернизации общего образования: материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001.
-
Ушакова О.Н., Феоктистов Г.Г. Диалог в образовании: от «истины» к человеку // Серия «Symposium». Диалог в образовании. Выпуск 22. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. URL: http://anthropology.ru/ru/text/ushakova/dialog-v-obrazovanii-ot-istiny-k-cheloveku (дата обращения: 15.04.2018).
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.