Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-68-75
ДУША, ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ И ОБРАЗОВАНИЕ В ФИЛОСОФИИ СЕМЕНА ФРАНКА
Характеризуя современный опыт педагогических интерпретаций философских теорий, автор сводит его к попыткам компиляции мнений относительно образования, понятого в контексте системы обучения и воспитания. В статье указывается, что следствием такого положения является значительное сужение семантического поля термина «образование», который рассматривается в педагогических исследованиях и исключительно в рамках антропологии. Такой подход предполагает обязательное присутствие человека в качестве одной из инстанций образовательного взаимодействия и невозможность характеристики человека вне образовательной терминологии. Тем самым именно становление человека, а не образование в качестве феномена становится фактором, легитимирующим педагогическую интерпретацию текста. Автор считает возможной адекватную педагогическую интерпретацию текстов, формальной темой которых не является антропология. В этом отношении показателен уже опыт философии сознания, раскрывающий общие механизмы его взаимодействия с внешним миром. В качестве примера в статье представлена попытка философско-педагогической интерпретации философии С.Л. Франка. Предполагается, что теория сознания С.Л. Франка может быть охарактеризована в границах оппозиции бесформенное/наделеное формой. Наличие предметного сознания, очевидным образом структурированного, требовало от Франка постулирования наделенного формой индивидуального начала, обеспечивающего предметному сознанию индивидуальную специфику по отношению к влияниям предметности. Франк подчеркивает способность сознания к усложнению, результатом которого является замена исходной бесформенности сознания его завершающей, стремящейся к всеединству формой. Именно на пути противополагания хаоса душевной жизни и души как конкретного единства мы можем увидеть феномен, который определили как образование.
Ключевые слова
русская философия; образование; сознание; философско-педагогическая интерпретация; Russian philosophy; education; consciousness; philosophical and pedagogical interpretation
SOUL, INNER LIFE AND EDUCATION IN SEMEN FRANK’S PHILOSOPHY
Characterizing the modern experience of pedagogical interpretations of philosophical theories, the author reduces it to attempts to compile views on education comprehensible in the context of the system of education. The article points out that the consequence of such a situation is a significant contraction of the semantic field of the term “education”, which is considered in pedagogical studies and only within the framework of anthropology. This approach assumes the obligatory presence of a person as one of the instances of educational interaction and the inability to characterize a person outside of educational terminology. Therefore, it is the formation of the man, and not the formation as a phenomenon, that becomes a factor legitimizing pedagogical interpretation of the text. The author considers possible an adequate pedagogical interpretation of texts, the formal theme of which is not anthropology. In this regard, the experience of the philosophy of consciousness is already significant, revealing general mechanisms of its interaction with the outside world. As an example, in the article an attempt of philosophical and pedagogical interpretation of S.L. Frank’s philosophy is presented. It is assumed that S.L. Frank’s theory of consciousness can be characterized within the opposition “formless/formed. The presence of the objective consciousness, obviously structured, required Frank to postulate a formed individual beginning, ensuring to the subject consciousness an individual specificity in relation to the effects of subjectivity. Frank emphasizes the aptitude of consciousness for complication, the result of which is the replacement of the initial formlessness of consciousness with its final form striving for unitotality. In contrasting the chaos of inner life and the soul as a concrete unity we can see the phenomenon that has been defined as education.
Список литературы
-
Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический проект, 2000.
-
Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. С. 631-900.