Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-76-83
ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ЭЛЕМЕНТ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Статья посвящена основным принципам создания логических схем на уроках литературы в средних и старших классах, разработке их содержания и методике работы с ними. Опорные конспекты выполняют функцию ориентира и стимулятора творческого мышления. Ученик, вовлеченный в работу по созданию схемы, проникает в глубину художественного мира произведения, идет по пути, намеченному конспектом. При освоении данной методики у учителя могут возникнуть определенные трудности по распределению учебных часов на каждую схему и по количеству конспектов к теме. В связи с этим возникает вопрос о рациональности использования данного приема, ответ на который позволяет автору статьи сделать некоторые выводы. Во-первых, при разборе художественного текста работа по логическим схемам помогает создать благоприятную атмосферу сотрудничества, при которой осуществляется активная работа школьников совместно с учителем. Сознательно размышляя над «знаниевыми рядами», учащиеся вырабатывают навыки подтверждения или опровержения учебного материала. Это способствует расширению их знаний и помогает составлять мнение об окружающем мире. Во-вторых, изображая графически анализируемый материал, словесник облегчает учащимся восприятие нового или итогового материала, помогает наглядно проследить путь размышлений при выстраивании ответа на конкретный вопрос. В-третьих, широкие рамки повествовательной формы позволяют поместить в эпическое произведение историю человеческой жизни, картину общественных нравов, обрисовку социальных условий и воспроизвести огромное многообразие человеческих характеров. Использование логических схем при анализе эпического произведения способствует развитию умения ориентироваться в источниках информации и сортировать ее с точки зрения важности. Школьники не только лучше понимают прочитанное, но и учатся критически оценивать свои знания, формулировать выводы, обобщать изученное.
Ключевые слова
логическая схема; художественный текст; сотрудничество; анализ текста; опорный конспект. LOGICAL SCHEMES AS AN ELEMENT OF THE ANALYSIS; logical scheme; literary text; cooperation; text analysis; supporting notes
LOGICAL SCHEMES AS AN ELEMENT OF THE ANALYSIS OF A LITERARY TEXT AT LESSONS OF LITERATURE
The article is devoted to basic principles of creating logical schemes at the lessons of literature in middle and high school, to the development of their content and methods of work with them. Supportive notes perform the function of a guide and stimulator of creative thinking. A student involved in creating a scheme penetrates into the depth of the literary world of the book and follows the path outlined by notes. In the process of mastering this technique the teacher may have some difficulties concerning the distribution of hours for each scheme and the number of notes to each theme. In this regard, there is a question of the rationality of the use of this technique, the answer to which allows the author to draw some conclusions. Firstly, in the process of analysing a literary text the work on logical schemes helps to create a favorable atmosphere of cooperation which means an active work of pupils together with the teacher. Consciously reflecting on new knowledge, students will develop the skills of confirmation or refutation of educational material. This helps to improve their knowledge and to form an opinion about the world. Secondly, depicting the analyzed material graphically, a teacher of language and literature facilitates the students’ perception of new or final material and helps to trace the path of reflection when building an answer to a specific question. Thirdly, the wide frame of narrative forms makes it possible to put in an epic work a story of a human life, a picture of social morals, description of social conditions and depict a huge variety of human characters. The use of logical schemes when analysing epic works contributes to the development of the ability to get oriented in the sources of information and sort it from the point of view of importance. Pupils not only understand what they read better, but also learn to assess their knowledge critically, draw conclusions and generalize the studied material.
Список литературы
-
Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
-
Лихачев Д.С. О филологии. М.: Высшая школа, 1989.
-
Любимов О.И. Путь к творчеству. Изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» по опорным схемам-конспектам // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. №1. С. 30-35.
-
Меженко Ю.С. Опорные конспекты на уроках языка // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. №3. С. 71-74.
-
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2011.
-
Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.