Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-84-90
УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ
Статья посвящена вопросу обучения грамматике иностранного языка в целом и французского в частности. Авторы, рассматривая грамматическую компетенцию как составляющую лингвистической и, далее, коммуникативной, приходят к выводу о необходимости обучения грамматике независимо от ступени обучения в условиях общения, поскольку научить правильному употреблению грамматических конструкций в процессе коммуникации можно только через непосредственное общение. В рамках статьи была поставлена цель - провести анализ литературы и представить теоретические основы разработки устных упражнений по грамматике французского языка в иноязычной литературе. В статье рассматривается процесс общения как сложное явление, называются его этапы: приобретение навыков и использование навыков. Предпринята попытка соотнести процессы, вовлеченные в обучение общению с процессами обучения грамматике в условиях общения. Кроме того, рассмотрены принципы, которым должны отвечать грамматические упражнения: целенаправленность; информативность; подготовленность; актуальность; продуктивность; связанность. Авторы описали типы письменных грамматических упражнений (грамматико-переводной; раскрытие скобок; упражнения на замену; структурное изменение предложения), которые традиционно употребляются в зарубежной методике, и типы устных грамматических упражнений (повторение, замена, конверсия, модификация предложения, «ответное» упражнение, переводное упражнение), актуальность которых неоспорима. Для каждого типа упражнений приведены примеры на французском языке. В заключение авторы делают вывод об эффективности предложенных устных упражнений в обучении грамматике иностранного языка. Использованные упражнения способствовали более прочному усвоению материала и формированию коммуникативной компетенции, то есть способности переносить полученные знания в условия реального общения.
Ключевые слова
коммуникативная компетенция; грамматика; обучение общению; принцип; устные упражнения; communicative competence; grammar; teaching communication; principle; oral exercises
ORAL EXERCISES IN TEACHING FRENCH GRAMMAR AS A METHOD OF TEACHING COMMUNICATION SKILLS
The article is devoted to the question of teaching grammar of a foreign language in general, and French, in particular. Authors considering grammar competence as a component of linguistic and, further, communicative ones, come to a conclusion that it is necessary to teach grammar irrespectively of the stage of education under conditions of communication as to teach the correct use of grammatical constructions in the course of communication is possible only through communication. The aim was to carry out the analysis of literature and to present theoretical bases of the development of oral exercises on French grammar in foreign-language literature. In the article the communication process is considered as a difficult phenomenon, its stages are named. An attempt to correlate the processes involved in teaching communication skills with processes of teaching grammar in the conditions of communication is made. Besides, the principles grammar exercises should meet are considered. Authors in detail described types of written grammar exercises which are traditionally used in foreign methodology, and types of oral grammar exercises which relevance is indisputable. For each type of exercises examples in French are given. Authors draw a conclusion about the efficiency of the offered oral exercises in teaching grammar of a foreign language. The used exercises promoted stronger mastering of the material and the formation of communicative competence, that is, the ability to transfer gained knowledge to conditions of real communication.
Список литературы
-
Бочарникова М.А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. 2009. № 8. С. 130-132.
-
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
-
Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004.
-
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 3.05.2018).
-
Bouchendhomme E. De l’enseignement du Françaisю Paris: Librairie Armand Colin, 1912.
-
Hymes D. On communicative competence // Sociolinguistics. Eds. by J.B. Pride, J. Homes. Harmondsworth: Penguin, 1972. P. 269-293.
-
Rivers W.M. A practical guide to the teaching of French. New York: Oxford University Press, 1975.