Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-91-97
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена изучению процесса формирования целостной личности. Основными методологическими подходами к изучению проблемы целостного развития личности выступают личностный, деятельностный, диалогический, культурологический, антропологический. Необходимо иметь в виду, что при формировании целостной личности педагогический процесс должен быть направлен на создание интегративной личности. Личность представляется как сложная психическая система, обладающая структурой, функциями и внутренним строением, ее личностные компоненты взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, но преобладающее воздействие остается за социальной областью - мировоззрением, отражающим интересы, идеалы, стремления, моральные и эстетические качества. Личностный подход формирует представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Деятельность выступает основой, средством развития личности. Способом рождения и развития личности выступает диалог. Наиболее важным среди методологических оснований изучения целостной личности является культурологический подход, он показывает путь для изучения педагогических явлений во взаимосвязи явлений и процессов реальной жизни. Особая важность антропологического подхода состоит в потребности преодолеть «бездетность» педагогики, что позволит обнаруживать научные законы и реализовать на их основе образовательной практики. Методологические подходы позволяют нам определить комплекс частных проблем, выявить наличие существующих проблем, продумать стратегию и способы их разрешения; проанализировать все обстоятельства, определяющие формирование целостной личности, спрогнозировать возможность получения объективного знания при изучении целостной личности.
Ключевые слова
личностный; деятельностный; диалогический; культурологический и антропологический подходы; личность; целостность; педагогический процесс; структура; personality; activity; dialogue; culturological; anthropological approaches; personality; integrity; pedagogical p
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF HOLISTIC PERSONALITY DEVELOPMENT
The article is devoted to the study of the process of the holistic personality formation. Main methodological approaches to the study of holistic personality development are: personality; activity; dialogue; culturological; anthropological. It should be taken into account that when forming a holistic personality, the pedagogical process should be aimed at creating an integrative personality. Personality is represented as a complex mental system, which has a structure, functions and internal structure, its personal components are interconnected, interact with each other, but the predominant impact remains in the social sphere - a worldview that reflects interests, ideals, aspirations, moral and aesthetic qualities. Personality approach forms ideas about social, active and creative essence of the person. Activity acts as a basis, a means of personal development. Dialogue acts as a way of birth and personality development. The most important among the methodological foundations of the study of a holistic personality is the culturological approach. It shows a way for studying the pedagogical phenomena in the relationship between the phenomena and processes of real life. The special importance of the anthropological approach is the need to overcome “childlessness”of pedagogy, allowing it to detect scientific laws and implement them on the basis of educational practice. Methodological approaches allow us to identify a set of particular problems, to identify existing problems, to think over the strategy and ways to solve them; to analyze all the circumstances that determine the formation of a holistic personality, to predict the possibility of obtaining objective knowledge in the study of a holistic personality.
Список литературы
-
Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев: «NEXT», 1994.
-
Библер В.С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975.
-
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.
-
Ковалев Г.А. Три парадигмы психологии - три стратегии психологического восприятия // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41-49.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
-
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: «Наука», 1984.
-
Межуев В.М. Культура и история. (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма). М.: Политиздат, 1977.
-
Педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: Академия, 2011.
-
Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам / Под общей редакцией М.К. Колковой. СПб.: КАРО, 2007.
-
Ушинский К.Д. Избранные труды. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1). М.: Дрофа, 2005.
-
Anderson M.H. How Personality Drives Network Benefits: Need for Cognition, Social Networks, and Information Amount // Academy of Management Proceedings. 2002. Vol. 1. P. C1-C6.