Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-98-104
КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА
Статья посвящена определению содержания образовательной телекоммуникативной компетенции студента университета и на данной основе - рассмотрению критериев развития его телекоммуникативной культуры. Понятийное содержание культуры дает основание говорить о ее синонимичности как материальным, так и духовным ценностям как отдельных индивидов, так и всего окружающего социума, о ее внешнем и внутреннем проявлении. Исходя из различных трактовок понятия «культура» и ее сущностных характеристик, под культурой будем понимать важнейший фактор самореализации индивида, выраженный в его деятельности и социальном взаимодействии, создаваемых духовных и материальных ценностях, демонстрирующий определенный уровень развития творческих способностей человека. Культура и информация представляются двумя пересекающимися сферами, пересечение которых образует пространство понятия «информационная культура», определяющего культуру взаимодействия информации и индивида, при этом информационная культура является элементом культуры, связанным с информацией и информационными процессами. Авторы утверждают, что понятие «информационная культура» не отражает суть этого феномена, так как знание и использование технологий обработки информации само по себе не обеспечивает обязательного понимания ее природы. На первый план выходят не просто знания, а возможность их передачи и практического использования посредством различных механизмов, что позволяет нам говорить не столько об информационной культуре личности, сколько о ее телекоммуникативной культуре. С точки зрения авторов, телекоммуникативная культура - это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков использования информационных процессов, гарантирующая надлежащую эффективность осуществления информационной деятельности, направленной на личностное развитие и реализацию образовательных и профессиональных потребностей. В статье приведены авторские критерии развития телекоммуникативной культуры студента университета.
Ключевые слова
информационная культура; телекоммуникативная культура; information culture; telecommunication culture
CRITERIA FOR THE DEVELOPMENT OF TELECOMMUNICATION CULTURE OF A UNIVERSITY STUDENT
The article is devoted to the definition of the content of the “educational telecommunication competence” of a university student and, on this basis, to the study of the criteria for the development of their telecommunication culture. The conceptual content of culture gives grounds to talk about its synonymy to both material and spiritual values of both individuals and the entire surrounding society, of its external and internal manifestation. On the basis of various interpretations of the concept of “culture” and its essential characteristics, by culture we understand the most important factor of self-realization of an individual, expressed in its activity and social interaction, created spiritual and material values, demonstrating a certain level of development of a person's creative abilities. Culture and information are represented by two overlapping spheres, the intersection of which forms the space of the “information culture” concept, which determines culture of interaction between information and an individual, while information culture is an element of culture associated with information and information processes. The authors argue that the concept of “information culture” does not reflect the essence of this phenomenon, because knowledge and use of certain information processing technologies do not in itself ensure compulsory comprehension of its nature. Not just knowledge, but the possibility of its transmission and practical use through various mechanisms, comes to the forefront, which allows us to speak not so much of the personality information culture as of its telecommunication culture. From authors’ point of view, telecommunication culture is a set of systematized knowledge, skills of using information processes, which ensures proper efficiency of information activities aimed at personal development and the realization of educational and professional needs. The author's criteria for the development of the student's telecommunication culture are given in the article.
Список литературы
-
Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: НАКиОЦ, 1993.
-
Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая Гвардия, 1988.
-
Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
-
Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.
-
Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга, 1998.
-
Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социологические исследования. 1994. № 11. С. 59-60.
-
Новейший философский словарь. Мн.: Книжный Дом, 2003.
-
Органов А.А., Хангельдиева, И.Г. Теория культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
-
Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы / Всероссийский институт научной и технической информации РАН. 1994. № 1. C. 1-8.
-
Суханов А.П. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука, 1988.
-
Трофимова Е.И. Проектирование информационных образовательных технологий профессиональной подготовки учителя физики. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, Волгоград: ВГПУ, 2004.