Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-105-112
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В данной статье отражены проблемы формирования раннего двуязычия у детей в билингвальной среде, в которой наряду с русским языком активно функционирует язык саха, имеющий статус второго государственного языка, и обосновывается необходимость психологического просвещения родителей об особенностях когнитивно-речевого развития детей. Исследования процессов формирования национально-русского двуязычия, проведенные в условиях трансформации традиционных методов и форм семейного воспитания, образовательных программ, выявили, что снижение качества владения детьми дошкольного и младшего школьного возраста родным языком, преобладание макаронической речи у детей, увеличение доли использования русского языка детьми при неформальном общении (в семье, в общении со сверстниками, в игровой деятельности), увеличение численности детей с нарушениями речи связаны с неподготовленностью родителей к развитию раннего двуязычия у детей. Результаты исследования показали, что целенаправленное формирование раннего двуязычия у детей дошкольного и младшего школьного возраста невозможно без создания системы комплексного психолого-педагогического сопровождения, в частности психологического просвещения родителей. В связи с этим в статье описаны исследования, проведенные среди родителей детей-билингвов, содержание и формы психологического просвещения родителей детей, обучающихся в условиях билингвального образовательного процесса. Автор приходит к выводу о необходимости подготовки научно-методическое пособия для педагогов-психологов, подбора инструментария для их деятельности, разработки программы модульного курса для повышения квалификации педагогов-психологов в области формирования двуязычия у детей.
Ключевые слова
психолого-педагогическое сопровождение; психологическое просвещение; сбалансированное двуязычие; psychological and pedagogical support; psychological enlightenment; balanced bilingualism; models of bilingualism formation
PSYCHOLOGICAL EDUCATION OF PARENTS OF CHILDREN STUDYING UNDER CONDITIONS OF THE BILINGVAL EDUCATIONAL PROCESS
This article studies problems of the formation of children’s early bilingualism in the bilingual environment where the Sakha language, which has the status of the second state language, is actively functioning along with the Russian language. The necessity of psychological education of parents about the features of cognitive-speech development of children is proved. Studies of the processes of the national-Russian bilingualism formation, conducted under the conditions of transformation of traditional methods and forms of family education, educational programs, revealed that the decline in knowledge of both native and Russian languages by preschool and primary school children, the prevalence of macaronic language in children, the increase in using the Russian language by children in informal communication (in the family, in communicating with peers, in gaming), the increase in the number of children with speech disturbance, are associated with the unpreparedness of parents to develop early bilingualism in children. The results of the research showed that the purposeful formation of early bilingualism and multilingualism in preschool and primary school children is impossible without the creation of a system of integrated psychological and pedagogical support, in particular psychological education of parents. In this regard, the article describes the directions and forms of psychological education for parents of children studying under conditions of the bilingual educational process. The author comes to the conclusion that it is necessary to prepare a scientific and methodological manual for psychology teachers, to select tools for their activities, to develop a program of a modular course for the development of pedagogical psychologists in the field of forming bilingualism in children.
Список литературы
-
Андросова Ю.В. Модель психолого-педагогического сопровождения билингвального образовательного процесса // Научное мнение. 2016. № 16. С. 126-130.
-
Иванова Н.И. Социолингвистические аспекты функционирования якутского языка в г. Якутске: цифры и факты. Москва: Языки народов мира; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, 2017.
-
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». URL: http://classdoc.ru/profstandart/01_education/professionalstandarts_509/ (дата обращения 12.04.2018).
-
Семенова С.С. Двуязычные, многоязычные - диалог народов и культур. Языковое образование в Республике Саха // Народное образование. 2012. № 8. С. 64-71.
-
Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения 12.04.2018).