Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-113-119
АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНА ПО ВОПРОСАМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена исследованию проблемы проектирования региональной системы дополнительного профессионального образования на основе анализа потребностей и запросов педагогов образовательных организаций по вопросам выявления актуальности тематики программ дополнительного профессионального образования и изучения перечня профессиональных компетенций, требующих формирования или расширения. В качестве метода исследования использовалось анкетирование, целью которого было получение информации относительно наиболее предпочтительной для педагогов Липецкой области формы курсов ДПО, тематики, а также наличия проблем при желании пройти курсы. Анкетирование предполагало параллельный сбор данных о возрасте, уровне образования и педагогическом стаже респондентов. В анкетировании приняли участие 200 респондентов образовательных организаций гг. Ельца, Липецка, Елецкого и Липецкого района. Показано, что педагоги, имеющие стаж работы от 21 до 25 лет, отдают предпочтение дистанционной форме обучения. Тематика курсов ДПО, предполагающая предметную переподготовку, была выбрана преимущественно педагогами, возрастной диапазон которых составил 41-50 лет. Среди наиболее важных профессиональных компетенций, которые должны быть включены в профессиональный стандарт педагога, были выделены инновационные и ИКТ-компетенции. Анализ потребностей и запросов образовательных организаций региона позволил обобщить информацию о наиболее востребованных для педагогов Липецкой области курсах, их тематике и формах, перечне компетенций, требующих актуализации или формирования. Проектирование региональной системы дополнительного профессионального образования педагогических работников с учетом представленных результатов обеспечит ее гибкость, мобильность и удовлетворение потребностей конкретных образовательных организаций в решении задач непрерывного профессионального развития педагогов.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование; повышение квалификации; переподготовка кадров; supplementary vocational education; advanced training; retraining of the personnel
THE ANALYSIS OF NEEDS AND DEMANDS OF TEACHERS OF REGIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS ON PROJECTING PROGRAMS OF SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION
The article is devoted to the problem of designing a regional system of supplementary vocational education based on the analysis of needs and demands of teachers of educational organizations on identifying the relevance of programs of supplementary vocational education and studying the list of professional competencies that require the formation or extension. We used questionnaires as a research method, aimed at obtaining information regarding the most preferred format of courses for teachers of the Lipetsk region, subjects, and also problems of attending courses. The questionnaire involved the parallel collection of data on the age, educational level and pedagogical experience of the respondents. 200 respondents of educational organizations of Yelets, Lipetsk, Yelets and Lipetsk Districts participated in the survey. It is shown that teachers with a work experience of 21 to 25 years prefer distance education. The subjects of supplementary courses, including subject of retraining, were chosen primarily by teachers whose age range was 41-50 years. Innovative and ICT competencies were singled out among the most important professional competencies that should be included in the professional standard of the teacher. The analysis of needs and demands of educational organizations in the region made it possible to generalize information on the most popular courses for the teachers of the Lipetsk region, their subjects and forms, the list of competencies that require updating or formation. Designing a regional system of additional professional education for teachers, taking into account the results presented, will ensure its flexibility, mobility and meeting the needs of specific educational organizations in solving the problems of continuous professional development of teachers.
Список литературы
-
Федеральный закон № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
-
Нестерова И.А. ИКТ-компетентность // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru URL: http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html (дата обращения: 15.01.2018).
-
Постановление Правительства Российской Федерации № 295 от 15 апреля 2014.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета. Федеральный выпуск. 28 августа 2013. № 6166 (190).