Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №42 (2) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-42-2-120-126
СФОРМИРОВАННОСТЬ ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В русле актуального на сегодняшний день компетентностного подхода в образовании в статье рассматривается понятие интеркультурной компетенции в современной педагогической науке, анализируются ее структурные компоненты. На основании диагностики общей коммуникативной толерантности по методике В.В. Бойко, а также диагностики типов этнической идентичности по методике Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой, проведенных среди студентов языковых и неязыковых специальностей Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, делается вывод о степени сформированности интеркультурной компетенции у студентов педагогических специальностей вуза. Студенты педагогического вуза в целом обладают высоким уровнем коммуникативной толерантности. Что касается этнической идентичности, то большая часть опрошенных обладает позитивной этнической идентичностью. Однако наличие в некоторых анкетах этнонигилизма или этнофанатизма дает понять, что работу по формированию интеркультурной компетенции в вузе необходимо продолжать. Также анализируются различия в результатах анкетирования студентов языковых и неязыковых специальностей. Анализ показал, что изучение иностранных языков не является решающим фактором формирования интеркультурной компетенции, что говорит о необходимости развивать все ее компоненты в совокупности. В статье также приводятся рекомендации по учебной и воспитательной работе в вузе, направленной на формирование данного типа компетенции. Интеркультурную компетенцию необходимо развивать в межпредметной области, ее совершенствование должно проходить в рамках изучения всех предметов как базового, так и вариативного циклов с обязательной направленностью воспитательной работы на формирование вышеупомянутой компетенции. При этом крайне важным условием является взаимопроникновение культур, соблюдение баланса между освоением особенностей иных культур и обязательным учетом и уважением к собственной культуре.
Ключевые слова
культура; интеркультурная компетенция; эмпатия; коммуникативная толерантность; этническая идентичность; culture; intercultural competence; empathy; communicative tolerance; ethnicity
MATURITY OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES
In the context of the current competence approach to education, the article examines the concept of intercultural competence in modern pedagogical science, analyzes its structural components. Based on the diagnosis of general communicative tolerance according to the method of V.V. Boyko, as well as diagnosis of types of ethnic identity according to the method of G.U. Soldatova S.V. Ryzhova conducted among students of linguistic and non-linguistic specialties of “I.N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University”, a conclusion is drawn on the degree of maturity of intercultural competence among students of pedagogical specialties of the university. Students of the pedagogical university as a whole have a high level of communicative tolerance. As for ethnic identity, the majority of respondents have a positive ethnic identity. However, the presence of ethno- nihilism or ethno-fanaticism in some questionnaires makes it clear that the work on the formation of intercultural competence at university must be continued. Also, differences in the results of questioning students of linguistic and non-linguistic specialties are analyzed. The analysis showed that the study of foreign languages is not a decisive factor in the formation of intercultural competence, which means that it is necessary to develop all its components in whole. The article also provides recommendations on educational and upbringing work at university, aimed at the formation of this type of competence. Intercultural competence needs to be developed in the interdisciplinary area, its development must take place within the framework of studying all subjects of both the basic and variable cycles, with the obligatory orientation of educational work on the formation of the above-mentioned competence. At the same time, an extremely important condition is the interpenetration of cultures, the balance between mastering the characteristics of other cultures and the obligatory consideration and respect for one's own culture.
Список литературы
-
Брезгина О.В. Формирование компетенций межкультурного общения : на примере преподавания иностранных языков: дис. … канд. пед. наук. М., 2005.
-
Козлитина О.К. Педагогическая поддержка как условие преодоления студентами затруднений в межкультурном взаимодействии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2010.
-
Василькова О.В. Межкультурная компетенция как составляющая образовательной компетенции студентов неязыкового вуза // Формирование иноязычных компетенций у студентов неязыковых вузов: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 18-19 апреля 2012 года, Ижевск; отв. ред. В.В. Поздеев, Н.Н. Изметинская. Ижевск, 2012. С. 13-17.
-
Гришина А.В., Зеленов А.А., Лунин С.Л. Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто- и гетеростереотипов у беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов и принимающего населения. М.: КРЕДО, 2016.
-
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
-
Hall E. The Silent Language. New York: Doubleday & Company, Inc., Garden City, 1959.
-
Barrett M. Intercultural competence. EWC Statement Series, 2nd issue. Oslo: European Wergeland Centre, 2012. P. 23-27.
-
Spitzberg B.H., Chagnon G. Conceptualizing intercultural communication competence. Ed. by D.K. Deardorff. The SAGE Handbook of intercultural competence. Thousand Oaks: Sage, 2009. P. 2-52.