Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

    Аннотации статей.

    Добрин А.В., Карпова Н.Л., Николаева Е.И.. СВЯЗЬ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ С КОГНИТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ У ЛИЦ С ЗАИКАНИЕМ

    Задачей пилотажного исследования стало изучение латеральных признаков у заикающихся молодых людей и описание связи этих латеральных признаков с особенностями когнитивных процессов. В качестве испытуемых выступили 2 девушки и 9 юношей (средний возраст - 21,1 года) - участники группы семейной логопсихотерапии в Психологическом институте РАО. Исследование проводилось перед началом работы группы. Для реализации цели исследования были выбраны следующие методики. Для выявления ведущей руки, ведущего глаза, ведущего уха и ведущей ноги выполнялись наиболее часто встречающиеся пробы. Для определения совокупного профиля функциональной сенсомоторной асимметрии сначала высчитывались соответствующие общие показатели ведущей руки, ноги, глаза, уха как среднее арифметическое по результатам выполнения всех проб. Затем вычислялось цифровое значение функциональной сенсомоторной асимметрии путем суммирования соответствующих общих показателей и вычисления среднего значения. Для определения расположения центра речи применялась методика вербально-мануальной интерференции. Для описания сенсомоторной интеграции оценивали параметры как простой, так и сложной сенсомоторной реакции с помощью методики РеБОС. Для определения степени интерференции в рабочей памяти была использована компьютеризированная методика «Интерференция» О.М. Разумниковой. Статистический анализ данных осуществлялся с помощью программы IBM SPSS Statistics (версия 22). Было обнаружено, что среди лиц с заиканием высокой степени выраженности резко снижено число праворуких (27,2 %) за счет увеличения числа смешанноруких (54,5 %) и леворуких (18,3 %); 45,6 % лиц с заиканием высокой степени выраженности предположительно имеют два центра речи. Нет связи между латеральными предпочтениями и эффективностью рабочей памяти, а также между латеральными предпочтениями и качеством сенсомоторной интеграции у лиц с заиканием.
    The objective of the pilot research was to study lateral characteristics in stuttering young people and describe the relationship of these lateral characteristics with the features of cognitive processes. The subjects were boys and girls (average age of 21.1 years), 2 girls and 9 boys, who agreed to participate in the psychotherapeutic group at Psychological Institute of RAE. The study was conducted before the group started working. The following methods were chosen to implement the research goal. To identify the leading hand, the leading eye, the leading ear and the leading foot, most frequently occurring samples were implemented. To determine the total profile of the functional sensorimotor asymmetry, the corresponding general indicators of the leading arm, leg, eye and ear were first calculated as the arithmetic mean of the results of all tests. Then the numerical value of the functional sensorimotor asymmetry was calculated by summing up the corresponding general indicators and calculating the average value. To determine the location of the speech center, the method of verbal and manual interference was used. To describe the sensorimotor integration, the parameters of both simple and complex sensorimotor reaction were evaluated using the ReBOS method. To determine the degree of interference in the working memory O.M. Razumnikova’s computerized method “Interference” was used. Statistical data analysis was carried out using IBM SPSS Statistics (version 22). It was found that among people with stutter of high severity the number of right-handed (27.2 %) was sharply reduced due to an increase in the number of mixed-handed (54.5 %) and left-handed (18.3 %). 45.6 % of persons with high stutter rate increased the number of persons with 2 speech centers (45.6 %). There is no connection between lateral preferences and efficiency of working memory and quality of sensorimotor integration in persons with stutter.

    Защиринская О.В., Скуратова К.А.. ПАТТЕРНЫ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ВИЗУАЛЬНОГО ФОРМАТА

    Статья посвящена анализу влияния лексических свойств слов (длина, частотность, часть речи) на глазодвигательную активность при чтении вслух текстов различного визуального формата учащимися вторых классов без речевых нарушений. Для проведения исследования разработан стимульный материал, включающий тексты различных визуальных форматов: стандартный, иллюстрированный, на черном фоне, с выделенными цветом слогами, с укороченной длиной строк. В исследовании приняли участие 71 учащийся вторых классов общеобразовательных школ. В группу обследуемых были включены 27 мальчиков и 44 девочки в возрасте восьми лет. Регистрации движений глаз выполнялась на айтрекере VT3 mini с частотой дискретизации 60 Гц с программным обеспечением Mangold Vision. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием многофакторного дисперсионного анализа и апостериорного критерия Бонферонни. Результаты показали, что наибольшее количество фиксаций и просмотров, а также большая длительность просмотров характерны для низкочастотных и длинных слов, по сравнению с высокочастотными и короткими словами. Обнаружено, что учащиеся совершают меньше фиксаций и просмотров на именах существительных. Наибольшее количество фиксаций характерно для глаголов, а наибольшее количество просмотров - для имен прилагательных. Визуальный формат отображения текста в целом оказывает влияние на параметры глазодвигательной активности в отношении отдельных слов: наименьшее количество фиксаций, просмотров и наименьшая длительность просмотров обнаружены при чтении текста с выделенными цветом слогами и текста на черном фоне. Дальнейшее исследование направлено на изучение влияния лексических свойств слов на глазодвигательную активность учащихся четвертых классов, а также учащихся, имеющих нарушения формирования навыка чтения.
    This article analyzes relationship between word lexical properties (length, frequency, part of speech) and the oculomotor activity of second grade students without any speech disorders while reading aloud texts of different visual formats. Stimulus material was developed for conducting the study. It includes texts of various visual formats: standard, illustrated, against the black background, with highlighted syllables, with shortened row length.71 second grade students of comprehensive secondary schools participated in the study. 27 boys and 44 girls at the age of eight were included in the survey group. The registration of eye movements was implemented on the VT3 mini eye tracker with the sampling rate of 60 Hz with the Mangold Vision software. The statistical processing of data was carried out using multivariate analysis of variance and a posteriori criterion of Bonferoni. It was found that pupils make less fixations and observations on nouns. Verbs had the largest amount of fixations, while adjectives had the greatest number of observations. In general, text visual format effects the parameters of the oculomotor activity only within the context of individual words: the least number of fixations and observations as well as the shortest reading times were found when reading texts with highlighted syllables and texts on the black background. A further study is aimed at researching the effect of word lexical properties of the oculomotor activity of fourth grade pupils, as well as pupils with dyslexia.

    Меренкова В.С., Ельникова О.Е.. СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ЛЮДЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    Статья посвящена описанию специфики исследования психофизиологических и психологических компонентов формирования здоровья у людей на разных этапах онтогенеза, в частности, описанию методологических принципов, которые будут положены в основу будущего экспериментального исследования. Дается обоснование необходимости детального изучения причин формирования неконструктивной модели поведения, которая ведет к потере здоровья или усугубляет имеющиеся болезни. В статье обозначена основная цель исследования, а именно: описание роли сенсомоторной интеграции и тормозных процессов в формировании здоровья у людей на разных этапах онтогенеза. Представлен диагностический комплекс, который планируется использовать для достижения поставленной цели. Обозначенный комплекс будет включать в себя два основных блока инструментария: психофизиологический и психологический. В статье дается полное описание указанных блоков. В состав психофизиологического блока входят метод для оценки сенсомоторной интеграции и тормозного контроля РеБос и методика оценки рабочей памяти и интерференции с помощью компьютерной методики, предложенной О.М. Разумниковой. Психологический компонент будет диагностироваться посредством комплекса методик, включающего в себя: проективную методику «Здоровый и больной человек» (модифицированный тест А.В. Семенович «Гомункулюс», автор Т.Д. Марцинковская); экспресс-диагностику уровня внутренней картины здоровья (ВКЗ) ребенка Е.И. Николаевой; опросник «Отношение к здоровью», разработанный Р.А. Березовской; методику ТОБОЛ, направленную на диагностику отношения к болезни; «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, который будет использоваться и для диагностики уровня жизнестойкости. Данный диагностический комплекс позволит всесторонне исследовать механизмы, затрудняющие формирование здоровьесберегающего поведения у людей на разных этапах онтогенеза.
    The article is devoted to the description of the specificity of studying psycho-physiological and psychological components of the formation of people’s health at different stages of ontogenesis, in particular, the description of methodological principles that will be the basis for the future experimental research. The rationale for the need for a detailed study of the causes of the formation of an unconstructive behavior model which leads to the health deterioration or aggravation of diseases is given. The main goal of the research is to describe the role of sensorimotor integration and inhibitory processes in the formation of people’s health at different stages of ontogenesis. A diagnostic complex is presented, which is planned to be used to achieve this goal. The designated complex will include two main blocks of instruments: psychophysiological and psychological. The article gives a complete description of these blocks. The psychophysiological block includes: a method for evaluating the sensorimotor integration and brake control ReBos and the methodology for estimating working memory and interference using a computer technique proposed by O.M. Razumnikova. The psychological component will be diagnosed by means of a set of methods, including: the projective method “Healthy and Sick People” (A.V. Semenovich’s modified test “Homunculus”, the author is T.D. Marchinkovskaya), express diagnostics of the of the internal picture of health (IPH) level of the child by E.I. Nikolaeva; a questionnaire “Attitude to health”, developed by R.A. Berezovskaya; the method of TOBOL, aimed at diagnosing the attitude to the disease; D.A. Leont’ev, E.I. Rasskazova’s “The test of vitality” D, which will be used to diagnose the level of viability. This diagnostic complex will make it possible to comprehensively investigate the mechanisms that impede the formation of health behavior of people at different stages of ontogenesis.

    Печёнкина М.А.. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ, ТОРМОЗНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ

    Статья посвящена описанию пилотажного исследования, основной задачей которого являлось выявление особенностей жизнестойкости, сенсомоторной интеграции и тормозных процессов у людей с разным уровнем здоровья. В качестве испытуемых были юноши и девушки (средний возраст 25,1 лет) с разным уровнем здоровья. Испытуемые в зависимости от состояния здоровья были отнесены к одной из трех групп. Для реализации цели исследования были выбраны следующие методики. Для диагностики уровня жизнестойкости использовался «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой. «Тест жизнестойкости» представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey. Для оценки способности респондентов распознавать упорядоченность сенсорного потока использовалась методика РеБОС. С помощью данной методики фиксировались простая и сложная сенсомоторные реакции. Представители первой и третьей групп здоровья более жизнестойки, чем люди, имеющие вторую группу здоровья, то есть здоровые люди с нормальными показателями более вовлечены во все виды повседневной деятельности, лучше контролируют ситуацию и способны к риску. Люди, имеющие третью группу здоровья, то есть страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, демонстрируют практически такой же уровень жизнестойкости, что и совершенно здоровые. Самые низкие показатели жизнестойкости зафиксированы у представителей второй группы здоровья, то есть у людей, имеющих те или иные функциональные отклонения, но без симптомов хронических заболеваний. У представителей первой и второй групп здоровья нервные процессы более пластичны и у них лучше тóрмозный контроль. Испытуемые, имеющие третью группу здоровья, демонстрируют ригидность нервных процессов и худший тóрмозный контроль.
    The article is devoted to the description of the pilot study, the main task of which was to identify the peculiarities of viability, sensorimotor integration and inhibitory processes in people with different levels of health. The subjects were boys and girls (average age 25.1) with different levels of health. Subjects depending on the state of health were assigned to one of three groups. To achieve the goal of the study, the following methods were chosen: to diagnose the level of viability, D. A. Leontiev, E. I. Rasskazova’s “Test of viability” was used. The “viability test” is an adaptation of the Hardiness Survey. To assess the ability of respondents to recognize the order of the sensory flow, the ReBOS method was used. With the help of this method, a simple and complex sensorimotor reaction was recorded. Representatives of the first and the third health groups are more resilient than people of the second health group. That is, healthy people with normal indicators are more involved in all kinds of daily activities, better control of the situation and are capable of taking risk. People of the third group of health, that is, suffering from chronic diseases in clinical remission, demonstrate almost the same level of viability as completely healthy ones. The lowest rates of viability were recorded in the second group of health, that is, people with certain functional abnormalities, but without symptoms of chronic diseases. Representatives of the first and second groups of health have more plastic nervous processes and they have better inhibitory control. The subjects, who are the third group of health, demonstrate the rigidity of nervous processes and the worst inhibitory control.

    Полянская Е.Н., Эрназарова Д.Дж.. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

    Статья посвящена проблеме ценностных ориентаций современных студентов из Китая и России, актуальной в современных условиях интернационализации высшего образования и динамично меняющегося мира, в котором происходит социализация молодежи. При высокой разработанности проблемы сравнительные этнопсихологические исследования по данной тематике малочисленны. На основе теоретического анализа обобщены данные современных исследований этнопсихологических особенностей китайских студентов. Подробно изложены результаты собственного эмпирического исследования ценностных ориентаций китайских и российских студентов с целью определения их особенностей и сравнения. Использовалось тестирование с помощью методики «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), результаты которого показали различия в уровне значимости ряда ценностей и расхождения между ценностями и их доступностью у студентов двух групп. Здоровье, красота природы и искусства значительно выше ценятся китайскими студентами; интересная работа, любовь, материально-обеспеченная жизнь более значимы для российских студентов. Мотивационно-личностная сфера китайских студентов оказывается более гармоничной, интегрированной, чем у российских, имеющих внутренние противоречия между высокой значимостью ценностей здоровья и любви (у российских девушек), материально обеспеченной жизни, счастливой семьи и труднодостижимостью данных ценностей. По результатам исследования даны практические рекомендации. Перспективным направлением дальнейшего исследования этнических аспектов ценностных ориентаций студентов может выступить сравнение таковых у студентов, обучающихся на родине и за рубежом, в условиях иной социокультурной среды.
    This paper is devoted to the problem of value orientations of modern students from China and Russia, relevant in modern conditions of internationalization of higher education, of the dynamically changing world in which the socialization of young people occurs. The problem of value orientations is deeply developed, but comparative ethnopsychological studies on this subject are few. The paper provides a theoretical overview of ethnopsychological peculiarities of Chinese students and presents an empirical study of Chinese and Russian students’ value orientations. The goal is to determine their characteristics and compare them. We used the method of testing with the test “The level of correlation between “value” and “accessibility” in different spheres of life” (E.B. Fantalova). The results showed differences in the level of importance of some values, differences between the values and their availability for Russian and Chinese students. Health, beauty of nature and art is much more appreciated by Chinese students; interesting work, love, financially secure life is more important for Russian students. The motivational sphere of Chinese students is more harmonious and integrated than of Russian students. They have internal contradictions concerning the importance of such values as health and love (for Russian girls), financially secure life, happy family and the difficulty of achieving these values. According to the results of the study, practical recommendations are given. A promising direction for further research of ethnic aspects of students' value orientations may be a comparison of those among students studying domestically and abroad under conditions of a different socio-cultural environment.

    Семенова М.Н., Узлов Н.Д.. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СКЛОННОСТИ К АГРЕССИВНЫМ ФОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ И ЛЕГИТИМИЗАЦИИ НАСИЛИЯ У СТУДЕНТОВ

    Статья посвящена проблеме агрессивности и ее легитимизации в молодежной студенческой среде. Представлен обзор психологических исследований, который показывает неоднозначность подходов и недостаточную дифференцированность понятий пола и гендера. Отмечено, что в большинстве публикаций, касающихся проблемы агрессии, присутствует «усреднение» пола и гендера, когда оба понятия используются как синонимы, и это в определенной степени снижает научный потенциал проводимых исследований. Одним из перспективных направлений является разработка концепции «легитимизации насилия» как обоснования приемлемости различных форм агрессивного поведения в определенных ситуациях, а также изучение последствий ее применения в жизни общества. Установлено, что легитимизация насилия в СМИ, ТВ, спорте, политики способствует росту девиантной агрессии в реальной жизни, особенно в молодом возрасте. Эмпирические результаты изучения легитимизированной агрессии у молодежи и студентов немногочисленны, что обуславливает проблему данного исследования. Представлены данные сравнительного эмпирического исследования склонности к агрессивным формам поведения и легитимизированной агрессии у 84 студентов первого и второго курсов обучения технического вуза (53 мужчин и 31 женщин) в зависимости от гендерного типа. В мужской выборке получено преобладание андрогинного (58,5 %), в женской - фемининного (61,3 %) типов. Статистически значимые различия установлены между показателями всех шкал BPAQ с доминированием маскулинного типа над андрогинным у мужчин, и андрогинного над фемининным у женщин. Отмечено, что маскулинные мужчины в большей степени, чем андрогинные, допускают использование агрессии в политике, личном опыте и спорте, а андрогинные женщины, в сравнении с фемининными, легитимизируют агрессию в сфере политики, воспитания и спорте.
    The article is devoted to the problem of aggressiveness and its legitimization in the youth student community. It presents a review of psychological research which shows the ambiguity of approaches and the lack of differentiation of the concepts of sex and gender. It is noted that in most publications on the problem of aggression, there is an "averaging" of sex and gender, when both concepts are used as synonyms, and this to some extent reduces the scientific potential of the research. One of the promising areas is the development of the concept of "legitimization of violence" as a justification for the acceptability of various forms of aggressive behavior in certain situations, as well as the study of the consequences of its application in society. It is established that the legitimization of violence in the media, TV, sports, politics contributes to the growth of deviant aggression in real life, especially at a young age. Empirical results of the study of legitimized aggression among young people and students are few, which condition the problem of this study. The article presents the data of a comparative empirical study of the propensity for aggressive forms of behavior and legitimized aggression in 84 students of technical University (53 men and 31 women), depending on the gender type. In the male sample the predominance of androgynous (58.5 %) was obtained, in the female sample the predominance of feminine (61.3 %) types was observed. Statistically significant differences were found between the indicators of all BPAQ scales with the dominance of masculine type over androgynous type in men, and the predominance of androgynous type over feminine type in women. It is noted that masculine men to a greater extent than androgynous men, allow the use of aggression in politics, personal experience and sports, and androgynous women, in comparison with feminine, legitimize aggression in the sphere of politics, education and sports.

    Шишова Е.О., Сиафетдинова А.К.. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

    Исследование посвящено проблеме становления и развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста в условиях разной образовательной среды. В работе приводятся результаты теоретико-экспериментального исследования взаимосвязи специализированной образовательной среды как формы социальной ситуации развития и психологических закономерностей развития в дошкольном возрасте. В основе исследования лежат: концепция о влиянии образовательной среды (А. А. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова) и социальной ситуации (О.А. Карабанова) на развитие ребенка; концепция социальной обусловленности развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, А. Маслоу); положение о «средовых» влияниях на развитие личности (У. Бронфенбреннер, Д. Брунер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М. Мид, А.Н. Перре-Клермон, В.В. Рубцов, Ж. Пиаже и др.). Эмпирическим путем выявлены особенности развития когнитивных операций в структуре речемыслительной деятельности детей в условиях разной образовательной среды и реализующихся в процессе восприятия и порождения речи. На основе анализа особенностей когнитивного плана речемыслительной деятельности, предложенного Л.С. Выготским, выделены типы речемыслительной деятельности дошкольников в условиях разной образовательной среды. Доказано, что реализация возрастных возможностей к развитию будущей иноязычной компетентности ребенка обусловлена образовательной средой и оптимизируется с повышением развивающего эффекта образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с помощью организации иноязычной образовательной среды. Полученные результаты исследования подтверждают целесообразность раннего обучения неродному языку и необходимость находить резервы в организации обучения, чтобы использовать все преимущества благоприятного периода для усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте.
    The study is devoted to the problem of the formation and development of the cognitive sphere of preschool children in different educational environments. The paper presents the results of a theoretical and experimental study of the relationship between specialized education - as a form of a social situation of development, and the psychological patterns of development at preschool age. The research is based on: the concept of social conditionality of the personality development (L.I. Bozhovich, L.S. Vygotskiy, A.N. Leont’ev, A. Maslow, S.L. Rubinshtein, D.B. El'konin, E. Erikson); the concept of the impact of the social situation (O.A. Karabanova) and the educational environment (A.A. Bodalev, V.A. Karakovsky, L.I. Novikova) on the development of the child; regulations about “environmental” influences on personal development (U. Bronfenbrenner, D. Bruner, L.S. Vygotskiy, A.R. Luria, M. Mead, A.N. Perre-Clermont, V.V. Rubtsov, J. Piaget and others). The peculiarities of the development of cognitive operations in the structure of children's speech activity in conditions of different educational environments and realized in the process of the perception and generation of speech are revealed empirically. It is proved that the realization of age opportunities for the development of the child's future foreign language competence is conditioned by the educational environment and is optimized in conditions of increasing the developmental effect of educational work with children of preschool age through the organization of a foreign educational environment. The findings confirm the usefulness of early foreign language learning and the need to find reserves in the organization of training to take advantage of favorable period for learning a foreign language at preschool age.

    Киселёва М.В.. ПРИНЦИП АУТЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

    В статье рассматривается реализация принципа аутентичности с целью формирования межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам. Анализируется реализация трех типов аутентичности (аутентичности текста, поведения и персональной аутентичности) с точки зрения направленности на формирование межкультурной компетенции. Проведенный анализ показывает, что, несмотря на появление в современных УМК по иностранным языкам аутентичных текстов, их использование не может рассматриваться как реализация принципа аутентичности, так как необходимо проведение исследований для выяснения того, получают ли учащиеся информацию о контекстах естественного использования данных текстов, какие приемы используют учителя для раскрытия и интерпретации культурного компонента содержания этих текстов, не нуждаются ли эти тексты в лексической или грамматической адаптации, сопровождаются ли они социокультурными комментариями. Анализ аутентичности поведения и персональной аутентичности свидетельствует о том, что в настоящее время не используются эффективные приемы для их реализации. Аутентичность поведения учащихся и их персональная аутентичность возможны в условиях внедрения в процесс обучения практики межкультурного общения, то есть создания для их условий межкультурного общения. Практика учащихся в межкультурном общении может быть осуществлена в процессе организованной учителем непосредственной и опосредованной межкультурной коммуникации, которая становится возможной в процессе участия учащихся в международных встречах, программах международных обменов, международных образовательных программах, видеоконференциях и электронной переписке.
    The article discusses how the principle of authenticity is implemented for developing intercultural competence in the process of teaching/learning foreign languages. The implementation of three types of authenticity (authenticity of text, authenticity of behavior, personal authenticity) is analyzed from the point of view of their impact on developing intercultural competence. The analysis has demonstrated that, although modern foreign language textbooks use authentic texts, the way these texts are used does not imply that the principle of authenticity of text is implemented. There is a need to conduct a research to find out if students are informed about the natural contexts in which the authentic texts are used, how teachers explain and interpret the cultural component of the content of these texts, if these texts need to be adapted in terms of vocabulary or grammar, if socio-cultural commentary is given to students. The analysis of authenticity of behavior, personal authenticity shows that currently there are no effective techniques implied for their implementation. Authenticity of students’ behavior and their personal authenticity are possible if students have opportunities to practice intercultural communication. This practice can be implemented if teachers organize various kinds of direct and indirect intercultural interactions for students: their participation in international meetings, exchange programmes, international study programmess, videoconferences and electronic communication.

    Пузатых А.Н.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАКОНТЕНТА ПОРТАЛА TED TALKS В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

    В статье рассматривается возможность применения материалов открытого образовательного ресурса TED Talks на занятиях по английскому языку со студентами неязыковых специальностей вузов. Медиаконтент TED позволяет решить ряд проблем, возникающих при обучении английскому языку, а именно нехватку часов на обучение, отсутствие возможности слышать аутентичную речь носителей языка, повышение мотивации к изучению языка. Нами сформулированы требования, которым должны отвечать используемые видеоматериалы, а также определены этапы работы с роликами. Подробно рассматриваются возможности интеграции в процесс обучения злободневных аутентичных видеоматериалов. Отмечаются главные преимущества использования медиаконтента портала TED. Однако при работе следует придерживаться четких критериев отбора видеолекций. Среди них мы выделяем следующие: уровень владения языком и цель занятия. Темы, которые берутся с портала TED, должны выступать как дополнение к основному изучаемому материалу или отражать иной взгляд на вопрос. Кроме этого, мы акцентируем внимание на необходимости определения уровня сложности самих лекций. Сделать это можно с помощью двух сайтов. Первый - это Lexile. Он позволяет определить уровень сложности текста и соотнести его с Европейской системой уровней владения иностранным языком. Второй - VocabProfilers - позволяет определить уровень сложности лексики. На основе этих данных преподаватель может определить степень сложности выступления и выбрать те, которые подходят для его аудитории. В конце статьи мы приводим ряд упражнений для работы с одной из видеолекций. Они включают в себя три этапа: допросмотровый, просмотровый и постпросмотровый.
    The article considers the possibility of using the materials of the open educational resource TED Talks at English classes with students of non-linguistic specialties of universities. TED media content allows us to solve a number of problems arising in teaching English, namely, the lack of hours for training, the lack of the ability to hear the authentic speech of native speakers, increasing the motivation to learn the language. We formulate the requirements that video materials should meet, and also determine the stages of working with clips. The possibilities of integrating topical authentic video materials into the learning process are considered in detail. The main advantages of using the media content of the TED portal are noted. However, one must adhere to clear criteria for selecting video lectures. Among them we distinguish the following: the level of language proficiency and the purpose of the lesson. The topics that are taken should be supplementary to the main material studied or reflect a different view on the problem. In addition, we emphasize the need to determine the level of complexity of lectures themselves. One can do this using two sites. The first is Lexile. It allows one to determine the level of complexity of a text and correlate it with the Common European Framework of Reference. The second one is VocabProfilers. It allows us to determine the level of complexity of the vocabulary. Based on these data, the teacher can determine the degree of complexity of the speech and choose those that are suitable for his audience. At the end of the article, we give a series of exercises to work with one of video lectures. They include three stages: pre-viewing, while viewing and post/after-viewing.

    Чуйкова Ж.В.. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ

    Современный этап отечественной образовательной политики в сфере дошкольного образования направлен прежде всего на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. В соответствии с принятым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования важным фактором, обеспечивающим индивидуальное и творческое развитие каждого ребенка, является организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Поиск новых подходов к организации пространственной среды в дошкольном учреждении закономерно привел к обращению к историческому прошлому, которое богато опытом как реализованных, так и не осущестленных на практике возможностей развития детей дошкольного возраста, посредством организации предметно-развивающей среды. В статье автор в целостном виде представил историко-педагогический анализ научных и педагогических взглядов на процесс организации предметно-развивающей среды в отечественных дошкольных учреждениях. Автор обращается к системам Ф. Фребеля и М. Монтессори, использовавшим средовой подход и создавшим специальную обучающую среду, эффективно развивающую интеллект ребенка дошкольного возраста, воплощенным в первых отечественных дошкольных учреждениях. Особое внимание в статье уделено опыту построения предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях А.С. Симонович, соединившей лучшие идеи зарубежных и отечественных педагогов в вопросах формирования разносторонне развитой личности детей, в том числе и в сфере организации предметно-развивающей среды. В статье представлены научно-педагогические взгляды ведущих отечественных ученых советского и постсоветского периода по вопросу организации предметной среды в отечественных дошкольных учреждениях. Результаты исследования позволяют рекомендовать использование опыта прошлого для обновления организации и моделирования развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальное развитие каждого ребенка.
    The current stage of the national educational policy in the sphere of preschool education is primarily aimed at creating favorable conditions for the child's full-fledged period of preschool childhood, regardless of place of residence, sex, nation, language, social status, psychophysiological and other characteristics. In accordance with the adopted Federal State Educational Standard of Preschool Education, an important factor ensuring the individual and creative development of each child is the organization of the developing objective-spatial environment at a preschool educational institution. The search for new approaches to the organization of the spatial environment at a preschool institution naturally required to appeal to the historical past, which is rich in experience, both realized and not realized in practice, the development opportunities for preschool children through the organization of the objective-developmental environment. In the article the author in a holistic form presented the historical and pedagogical analysis of scientific and pedagogical views on the process of the organization of the objective-developmental environment at domestic preschool institutions. The author refers to F. Frobel and M. Montessori’s systems, embodying the environmental approach, creating a special learning environment that effectively develops the intelligence of a child of preschool age, embodied at the first domestic preschool institutions. Particular attention in the article is paid to the experience of constructing the objective-developmental environment at preschool institutions. A.S. Simonovich, who combined the best ideas of foreign and domestic teachers on the formation of a diversified personality of children, including the sphere of the organization of the objective-developmental environment. The article presents scientific and pedagogical views of the leading Soviet scientists of the Soviet and post-Soviet period on the organization of the objective-developmental environment at national preschool institutions. The results of the research make it possible to recommend the use of the experience of the past for renewing the organization and modeling the objective-developmental environment that ensures the individual development of each child.

    Ахмедова С.Х.. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ

    В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров социальной работы по защите прав инвалидов в сфере занятости. Дается обзор международных документов, определяющих общие правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приводится современная концепция государственной стратегии Российской Федерации, направленная на создание условий для интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере занятости. Отмечается, что, несмотря на предпринимаемые меры, трудоспособные граждане, относящиеся к категории инвалидов, являются неконкурентоспособными на рынке труда. Одним из путей решения данной проблемы выступает профессиональная и трудовая реабилитации инвалидов, целью которой является социальная и психологическая поддержка по повышению мотивации лиц с ограниченными возможностями здоровья к поиску работы, трудоустройству, реализации своих профессиональных интересов. Это и определяет актуальность подготовки бакалавров социальной работы, обладающих профессиональными компетенциями по социальной защите прав инвалидов в сфере занятости. Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями новых государственных образовательных стандартов проходит на всех этапах обучения в процессе освоения основных образовательных программ. Утверждается, что моделирование образовательного процесса на принципах компетентностного подхода способствует повышению эффективности учебной деятельности студентов, позволяет выделить критерии и уровни сформированности у обучающихся профессиональных компетенций; выявить связи и преемственность этих показателей при изучении других дисциплин / модулей. Применение проектного метода в комплексе с другими педагогическими технологиями способствует формированию широкого набора компетенций обучающихся. В статье дается описание результатов экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций у бакалавров социальной работы по защите прав инвалидов в сфере занятости.
    The article dwells on the issue of forming professional competences in future Bachelors of social work to protect employment rights of people with disabilities. It reviews international documents that determine general rules of providing equal opportunities for people with disabilities. The paper presents a modern concept of the Russian Federation state strategy aiming at the creation of conditions for the integration of people with health disabilities into all spheres of public life, including the employment sector. It is noted that despite the measures taken, able-bodied citizens with disabilities are non-competitive at the labour market. One of the ways to solve this problem is professional and labour rehabilitation of people with disabilities that aims at social and psychological support on motivating people with disabilities to look for work, obtain employment and put their professional interests into action. This very point makes it urgent to train Bachelors of social work with professional competences for social protection of employment rights of people with disabilities. Professional competences of students are formed in compliance with requirements of new state educational standards at all training stages during the process of basic educational programmes completion. It is stated that educational process modeling on the basis of the competence approach principles improves the efficiency of students’ learning activities and allows us to identify criteria and professional competence level of students, as well as the connection and continuity of these parameters in learning other subjects / modules. Application of the project method together with other pedagogical technologies stimulates the formation of a wide range of competences in students. The article describes the results of an experimental work on forming professional competences in Bachelors of social work to protect employment rights of people with disabilities.

    Сотникова Е.Б., Харламова М.А.. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

    В данной статье рассматривается проблема, стоящая перед системой высшего образования, связанная с формированием разносторонне образованного, конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем общекультурных компетенций. Продемонстрированы различные подходы педагогов-исследователей к понятиям «компетентность» и «компетенция». Авторами дана собственная интерпретация понятия «общекультурная компетентность», определены ее составляющие. Предложена модель взаимосвязанных компонентов общекультурной компетенции. Выявлены противоречия между объективной потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем компетенций и недостаточно хорошо развитой учебно-методической базой по данной проблеме. Описаны этапы изучения компетентности как научно-педагогической категории. Рассмотрены проблемные вопросы профессиональной подготовки и ее роли в становлении личности будущих педагогов. Авторы выделяют общекультурную компетенцию номер четыре ФГОС ВО педагогического направления, определяющую способности к коммуникации в общении. Представлены такие методы, как опросники, тестирование и статистическая обработка результатов методом Фишера, которые позволяют диагностировать уровень сформированности данной общекультурной компетентности у студентов педагогического направления. Изложены и проанализированы итоги исследования, свидетельствующие о необходимости организации андрагогического взаимодействия педагогов и обучающихся, которое способствует формированию общекультурных компетенций в условиях образовательной среды. Приводится обоснование необходимости проектирования методов педагогики по повышению уровня общекультурных компетентностей и, следовательно, социализированности, конкурентоспособности и профессионализма у будущих преподавателей. Материалы статьи могут быть полезны для моделирования определенной психолого-педагогической и учебно-методической образовательной среды, направленной на формирование общекультурных компетенций обучающихся с целью обеспечить в дальнейшем становление общепрофессиональной компетентности педагога.
    This article examines the problem which the higher education system faces today. It is associated with the formation of a versatile, competitive specialist with a high level of general cultural competence. Different approaches of researchers-teachers to the concept of “competency” and “competence” are demonstrated. The authors give their own interpretation of the concept of “general cultural competence”. Its components are defined. A model of interrelated components of general cultural competence is proposed. The contradictions between the objective need of the society in specialists with a high level of competencies and an insufficiently developed educational and methodological base for this problem have been revealed. The stages of studying competence as a scientific and pedagogical category are described. The problematic issues of professional training and its role in the formation of future teachers’ personality are considered. The authors single out the general cultural competence number four of the FSES in the pedagogical direction, which determines the ability to communicate. Methods such as questionnaires, testing and statistical processing of results by the Fisher method are presented, which allow us to diagnose the level of the formation of this general cultural competence among students of the pedagogical direction. The results of the research, which testify to the necessity of organizing the andragogical interaction of teachers and students, which contributes to the formation of general cultural competencies in the conditions of the educational environment, are described and analyzed. The author substantiates the necessity of designing methods of pedagogy to raise the level of general cultural competencies and, consequently, socialization, competitiveness and professionalism of future teachers. The materials of the article can be useful for modeling a certain psychological and pedagogical, and educational-methodological educational environment aimed at the formation of general cultural competencies of students, in order to ensure the further development of the overall professional competence of the teacher.

    Будякова Т.П., Полякова Т.А.. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

    26 июня 2018 года в ЕГУ им. И.А. Бунина состоялся круглый стол «Партнерство в сфере подготовки кадров», организованный в рамках очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Адаптация к рынку труда молодых специалистов и содействие их трудоустройству». В работе круглого стола основное внимание было сосредоточено на обсуждении и обобщении опыта сотрудничества государственных органов власти, учебных заведений, профильных предприятий и организаций, негосударственных организаций в сфере содействия трудоустройству студентов и выпускников, а также выработке предложений по ее совершенствованию. В ходе дискуссии были обсуждены наиболее сложные проблемы: личностная зрелость выпускников вуза, несогласованность требований работодателей и компетенций, закрепленных в образовательных стандартах; ответственность выпускников перед государством за полученное бесплатное образование и др.
    On June 26, 2018 Bunin Yelets State University held a round table «Partnership in the field of personnel training», which was organized during part-time all-Russian scientific and practical conference with international participation «Adaptation of young professionals to the labour market and the promotion of their job placement». The round table focused on the discussion and generalization of the experience of cooperation of state authorities, educational institutions, specialized enterprises and organizations, non-governmental organizations in the field of job placement promotion of students and graduates, as well as the development of proposals for its improvement. During the discussion, the most difficult problems were discussed: personal maturity of University graduates, inconsistency of employers' requirements and competencies in educational standards; responsibility of graduates to the state for free education, etc.
Наверх