Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №43 (3) (2018)
УДК 159.9
DOI 10.24888/2073-8439-2018-43-3-8-16
СВЯЗЬ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ С КОГНИТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ У ЛИЦ С ЗАИКАНИЕМ
Задачей пилотажного исследования стало изучение латеральных признаков у заикающихся молодых людей и описание связи этих латеральных признаков с особенностями когнитивных процессов. В качестве испытуемых выступили 2 девушки и 9 юношей (средний возраст - 21,1 года) - участники группы семейной логопсихотерапии в Психологическом институте РАО. Исследование проводилось перед началом работы группы. Для реализации цели исследования были выбраны следующие методики. Для выявления ведущей руки, ведущего глаза, ведущего уха и ведущей ноги выполнялись наиболее часто встречающиеся пробы. Для определения совокупного профиля функциональной сенсомоторной асимметрии сначала высчитывались соответствующие общие показатели ведущей руки, ноги, глаза, уха как среднее арифметическое по результатам выполнения всех проб. Затем вычислялось цифровое значение функциональной сенсомоторной асимметрии путем суммирования соответствующих общих показателей и вычисления среднего значения. Для определения расположения центра речи применялась методика вербально-мануальной интерференции. Для описания сенсомоторной интеграции оценивали параметры как простой, так и сложной сенсомоторной реакции с помощью методики РеБОС. Для определения степени интерференции в рабочей памяти была использована компьютеризированная методика «Интерференция» О.М. Разумниковой. Статистический анализ данных осуществлялся с помощью программы IBM SPSS Statistics (версия 22). Было обнаружено, что среди лиц с заиканием высокой степени выраженности резко снижено число праворуких (27,2 %) за счет увеличения числа смешанноруких (54,5 %) и леворуких (18,3 %); 45,6 % лиц с заиканием высокой степени выраженности предположительно имеют два центра речи. Нет связи между латеральными предпочтениями и эффективностью рабочей памяти, а также между латеральными предпочтениями и качеством сенсомоторной интеграции у лиц с заиканием.
Ключевые слова
заикание; латеральные предпочтения; асимметрия мозга; расположение центра речи; вербально-мануальная интерференция; stutter; lateral preferences; brain asymmetry; location of the speech center; verbal-manual interference
THE CONNECTION OF THE LATERAL CHARACTERISTICS WITH COGNITIVE PROCESSES IN INDIVIDUALS WITH DIFFERENT STUTTERING SEVERITY
The objective of the pilot research was to study lateral characteristics in stuttering young people and describe the relationship of these lateral characteristics with the features of cognitive processes. The subjects were boys and girls (average age of 21.1 years), 2 girls and 9 boys, who agreed to participate in the psychotherapeutic group at Psychological Institute of RAE. The study was conducted before the group started working. The following methods were chosen to implement the research goal. To identify the leading hand, the leading eye, the leading ear and the leading foot, most frequently occurring samples were implemented. To determine the total profile of the functional sensorimotor asymmetry, the corresponding general indicators of the leading arm, leg, eye and ear were first calculated as the arithmetic mean of the results of all tests. Then the numerical value of the functional sensorimotor asymmetry was calculated by summing up the corresponding general indicators and calculating the average value. To determine the location of the speech center, the method of verbal and manual interference was used. To describe the sensorimotor integration, the parameters of both simple and complex sensorimotor reaction were evaluated using the ReBOS method. To determine the degree of interference in the working memory O.M. Razumnikova’s computerized method “Interference” was used. Statistical data analysis was carried out using IBM SPSS Statistics (version 22). It was found that among people with stutter of high severity the number of right-handed (27.2 %) was sharply reduced due to an increase in the number of mixed-handed (54.5 %) and left-handed (18.3 %). 45.6 % of persons with high stutter rate increased the number of persons with 2 speech centers (45.6 %). There is no connection between lateral preferences and efficiency of working memory and quality of sensorimotor integration in persons with stutter.
Список литературы
-
Вергунов Е.Г. Связь сенсомоторной интеграции с успеваемостью у школьников 4-х и 6-х классов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. №1(1). С. 66-72
-
Ефимова И.В., Симонов В.Н., Будыка Е.В. Профиль латеральной организации моторных и сенсорных функций студентов, занимающихся боксом, и особенности проявления у них агрессивности // Асимметрия. 2012. № 4. С. 18-24
-
Леутин В.П., Николаева Е.И. Риск артериальной гипертензии и особенности функциональной асимметрии мозга у рабочих вахты дальнего плеча // Физиология человека. 1985. № 6. С. 923-926
-
Леутин В.П., Николаева Е.И., Фомина Е.В. Функциональная асимметрия мозга и незавершенная адаптация // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: Научный мир, 2009. С. 429-457
-
Николаева Е.И., Вергунов Е.Г Прогноз психофизиологической «стоимости» эффективности процесса обучения у старших школьников // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. № 1(21). С. 47-52
-
Николаева Е.И., Борисенкова Е.Ю. Взаимосвязь дихотического тестирования с показателями латеральности у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 64-72
-
Николаева Е.И., Яворович К.Н. Специфика вербально-мануальной интерференции у юношей и девушек с различной выраженностью латеральных признаков // Психология образования в поликультурном пространстве. 2014. № 1(25). С. 30-38
-
Разумникова О. М, Савиных М. А. Программный комплекс для определения характеристик систем зрительно-пространственной памяти. Cвидетельство № 2016617675 от 12.07.2016
-
Янсон В.Н., Кенга З.Ф. Связь латерализации механизмов речевой деятельности с индивидуальными различиями психофизиологических реакций // Известия АН Латв. ССР. 1983. № 7. С. 112-120
-
Abou-Khalil B. Methods for determination of language dominance: the Wada test and proposed noninvasive alternatives // Current Neurology and Neuroscience Reports. 2007. № 7. P. 483-490
-
Badcock N., Bishop D., Hardiman M., Barry J.G., Watkins K. Co-localisation of abnormal brain structure and function in Specific Language Impairmen // Brain and Language. 2012. № 120. P. 310-320
-
Bishop D.V.M. Cerebral asymmetry and language development: cause, correlate or consequence? // Science. 2013. № 340(6138). P. 123-131
-
Brauer J., Anwander A., Perani D., Friederici A.D. Dorsal and ventral pathways in language development // Brain and Language. 2013. № 127. P. 289-295
-
De Guibert C., Maumet C., Jannin P., Ferré J.-C., Tréguier C., Barillot C., Le Rumeur E., Allaire C., Biraben A. Abnormal functional lateralization and activity of language brain areas in typical specific language impairment (developmental dysphasia) // Brain. 2011. № 134(10). P. 3044-3056
-
Dehaene-Lambertz G., Dehaene S., Hertz-Pannier L. Functional neuroimaging of speech perception in infants // Science. 2002. № 298. P. 2013-2015
-
Dorsaint-Pierre R., Penhune V.B., Watkins K.E., Neelin P., Jason P., Lerch J.P., Bouffard M., Zatorre R.J. Asymmetries of the planumtemporale and Heschl’s gyrus: relationship to language lateralization // Brain. 2006. № 129. P. 1164-1176
-
Eckert M.A., Leonard C.M. Structural imaging in dyslexia: the planumtemporale // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews. 2000. № 6(3). P. 198-206
-
Illingworth S., Bishop D.V.M. Atypical cerebral lateralization in adults with compensated developmental dyslexia demonstrated using functional transcranial Doppler ultrasound // Brain and Language. 2009. № 111(1). P. 61-65
-
Keller S.S., Roberts N., Garcia-Finana M., Mohammadi S., Ringelstein E.B., Knecht S., Deppe M. Can the Language-dominant Hemisphere Be Predicted by Brain Anatomy? // Journal of Cognitive Neuroscience. 2011. № 23(8). P. 2013-2018
-
Knecht S., Deppe M., Ringelstein E.B., Wirtz M., Lohmann H., Dräger B., Huber T., Henningsen H. Reproducibility of functional transcranial Doppler sonography in determining hemispheric language lateralization // Stroke. 1998. № 29. P. 1155-1159
-
Leonard C.M., Lombardino L.J., Walsh K., Eckert M.A., Mockler J.L., Rowe L.A., Williams S., DeBose C.B. Anatomical risk factors that distinguish dyslexia from SLI predict reading skill in normal children // Journal of Communication Disorders. 2002. № 35(6). P. 501-531
-
Orton S.T. Word-blindness in school children // Archives of Neurology and Psychiatry. 1925. № 14(5). P. 581-615
-
Peña M., Maki A., Kovaĉić D., Dehaene-Lambertz G., Koizumi H., Bouquet F., Mehler J. Sounds and silence: an optical topography study of language recognition at birth // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA. 2003. № 100(20). P. 11702-11705
-
Perani D., Saccuman M.C., Scifo P., Anwander A., Spada D., Baldoli C., Poloniato A., Lohmann G., Friederici A.D. Neural language networks at birth // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA. 2011. № 108(38). P.16056-16061
-
Whitehouse A.J.O., Bishop D.V.M. Cerebral dominance for language function in adults with specific language impairment or autism // Brain. 2008. № 131(12). P. 3193-3200