Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №43 (3) (2018)
УДК 159.9
DOI 10.24888/2073-8439-2018-43-3-17-28
ПАТТЕРНЫ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ВИЗУАЛЬНОГО ФОРМАТА
Статья посвящена анализу влияния лексических свойств слов (длина, частотность, часть речи) на глазодвигательную активность при чтении вслух текстов различного визуального формата учащимися вторых классов без речевых нарушений. Для проведения исследования разработан стимульный материал, включающий тексты различных визуальных форматов: стандартный, иллюстрированный, на черном фоне, с выделенными цветом слогами, с укороченной длиной строк. В исследовании приняли участие 71 учащийся вторых классов общеобразовательных школ. В группу обследуемых были включены 27 мальчиков и 44 девочки в возрасте восьми лет. Регистрации движений глаз выполнялась на айтрекере VT3 mini с частотой дискретизации 60 Гц с программным обеспечением Mangold Vision. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием многофакторного дисперсионного анализа и апостериорного критерия Бонферонни. Результаты показали, что наибольшее количество фиксаций и просмотров, а также большая длительность просмотров характерны для низкочастотных и длинных слов, по сравнению с высокочастотными и короткими словами. Обнаружено, что учащиеся совершают меньше фиксаций и просмотров на именах существительных. Наибольшее количество фиксаций характерно для глаголов, а наибольшее количество просмотров - для имен прилагательных. Визуальный формат отображения текста в целом оказывает влияние на параметры глазодвигательной активности в отношении отдельных слов: наименьшее количество фиксаций, просмотров и наименьшая длительность просмотров обнаружены при чтении текста с выделенными цветом слогами и текста на черном фоне. Дальнейшее исследование направлено на изучение влияния лексических свойств слов на глазодвигательную активность учащихся четвертых классов, а также учащихся, имеющих нарушения формирования навыка чтения.
Ключевые слова
чтение; движения глаз; частотность слов; длина слов; reading; eye movements; word frequency; word length
PATTERNS OF OCULOMOTOR ACTIVITY OF STUDENTS WHILE READING TEXTS OF VARIOUS VISUAL FORMAT
This article analyzes relationship between word lexical properties (length, frequency, part of speech) and the oculomotor activity of second grade students without any speech disorders while reading aloud texts of different visual formats. Stimulus material was developed for conducting the study. It includes texts of various visual formats: standard, illustrated, against the black background, with highlighted syllables, with shortened row length.71 second grade students of comprehensive secondary schools participated in the study. 27 boys and 44 girls at the age of eight were included in the survey group. The registration of eye movements was implemented on the VT3 mini eye tracker with the sampling rate of 60 Hz with the Mangold Vision software. The statistical processing of data was carried out using multivariate analysis of variance and a posteriori criterion of Bonferoni. It was found that pupils make less fixations and observations on nouns. Verbs had the largest amount of fixations, while adjectives had the greatest number of observations. In general, text visual format effects the parameters of the oculomotor activity only within the context of individual words: the least number of fixations and observations as well as the shortest reading times were found when reading texts with highlighted syllables and texts on the black background. A further study is aimed at researching the effect of word lexical properties of the oculomotor activity of fourth grade pupils, as well as pupils with dyslexia.
Список литературы
-
Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Частотный словарь современного русского языка на материалах Национального корпуса русского языка. М.: Азбуковник, 2009
-
Психофизиологические и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и невербальных паттернов коммуникации / Т.В. Черниговская, Е.Ю. Шелепин, О.В. Защиринская, Е.И. Николаева и др. / Под науч. ред. Т.В. Черниговской, Ю.Е. Шелепина, О.В. Защиринской. СПб.: Изд-во ВВМ, 2016
-
Huestegge L., Radach R., Corbic D., Huestegge S.M. Oculomotor and linguistic determinants of reading development: A longitudinal study // Vision Research. 2009. № 49(24). Р. 2948-2959
-
Joseph H.S.S.L., Nation K., Liversedge S.P. Using eye movements to investigate word frequency effects in children’s sentence reading // School Psychology Review. 2013. № 42(2). Р. 207-222
-
Laurinavichyute A.K., Sekerina I.A., Alexeeva S., Bagdasaryan K., Kliegl R. Russian sentence corpus: Benchmark measures of eye movements in reading in Russian // Behavior Research Methods. 2018. Р. 1-18. DOI: 10.3758/s13428-018-1051-6
-
Liversedge S.P., Rayner K., White S.J., Vergilino-Perez D., Findlay J.M., Kentridge R.W. Eye movements when reading disappearing text: Is there a gap effect in reading? // Vision Research. 2004. № 44(10). Р. 1013-1024
-
Rau A.K., Moll K., Snowling M.J., Landerl K. Effects of orthographic consistency on eye movement behavior: German and English children and adults process the same words differently // Journal of Experimental Child Psychology. 2015. № 130. Р. 92-105
-
Rayner K. Eye movements and attention in reading, scene perception, and visual search // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2009. № 62(8). Р. 1457-1506
-
Reichle E.D., Liversedge S.P., Drieghe D., Blythe H.I., Joseph H.S., White S.J., Rayner K. Using EZ Reader to examine the concurrent development of eyemovement control and reading skill // Developmental Review. 2013. № 33(2). Р. 110-149