Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №43 (3) (2018)
УДК 159.91
DOI 10.24888/2073-8439-2018-43-3-29-38
СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ЛЮДЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Статья посвящена описанию специфики исследования психофизиологических и психологических компонентов формирования здоровья у людей на разных этапах онтогенеза, в частности, описанию методологических принципов, которые будут положены в основу будущего экспериментального исследования. Дается обоснование необходимости детального изучения причин формирования неконструктивной модели поведения, которая ведет к потере здоровья или усугубляет имеющиеся болезни. В статье обозначена основная цель исследования, а именно: описание роли сенсомоторной интеграции и тормозных процессов в формировании здоровья у людей на разных этапах онтогенеза. Представлен диагностический комплекс, который планируется использовать для достижения поставленной цели. Обозначенный комплекс будет включать в себя два основных блока инструментария: психофизиологический и психологический. В статье дается полное описание указанных блоков. В состав психофизиологического блока входят метод для оценки сенсомоторной интеграции и тормозного контроля РеБос и методика оценки рабочей памяти и интерференции с помощью компьютерной методики, предложенной О.М. Разумниковой. Психологический компонент будет диагностироваться посредством комплекса методик, включающего в себя: проективную методику «Здоровый и больной человек» (модифицированный тест А.В. Семенович «Гомункулюс», автор Т.Д. Марцинковская); экспресс-диагностику уровня внутренней картины здоровья (ВКЗ) ребенка Е.И. Николаевой; опросник «Отношение к здоровью», разработанный Р.А. Березовской; методику ТОБОЛ, направленную на диагностику отношения к болезни; «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, который будет использоваться и для диагностики уровня жизнестойкости. Данный диагностический комплекс позволит всесторонне исследовать механизмы, затрудняющие формирование здоровьесберегающего поведения у людей на разных этапах онтогенеза.
Ключевые слова
здоровье; сенсомоторная интеграция; тормозной контроль; внутренняя картина здоровья и болезни; health; sensorimotor integration; inhibitory control; internal picture of health and disease
SPECIFICITY OF STUDYING PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL COMPONENTS OF THE FORMATION OF PEOPLE’S HEALTH AT DIFFERENT STAGES OF ONTOGENESIS: METHODOLOGICAL ASPECT
The article is devoted to the description of the specificity of studying psycho-physiological and psychological components of the formation of people’s health at different stages of ontogenesis, in particular, the description of methodological principles that will be the basis for the future experimental research. The rationale for the need for a detailed study of the causes of the formation of an unconstructive behavior model which leads to the health deterioration or aggravation of diseases is given. The main goal of the research is to describe the role of sensorimotor integration and inhibitory processes in the formation of people’s health at different stages of ontogenesis. A diagnostic complex is presented, which is planned to be used to achieve this goal. The designated complex will include two main blocks of instruments: psychophysiological and psychological. The article gives a complete description of these blocks. The psychophysiological block includes: a method for evaluating the sensorimotor integration and brake control ReBos and the methodology for estimating working memory and interference using a computer technique proposed by O.M. Razumnikova. The psychological component will be diagnosed by means of a set of methods, including: the projective method “Healthy and Sick People” (A.V. Semenovich’s modified test “Homunculus”, the author is T.D. Marchinkovskaya), express diagnostics of the of the internal picture of health (IPH) level of the child by E.I. Nikolaeva; a questionnaire “Attitude to health”, developed by R.A. Berezovskaya; the method of TOBOL, aimed at diagnosing the attitude to the disease; D.A. Leont’ev, E.I. Rasskazova’s “The test of vitality” D, which will be used to diagnose the level of viability. This diagnostic complex will make it possible to comprehensively investigate the mechanisms that impede the formation of health behavior of people at different stages of ontogenesis.
Список литературы
-
Айдаркин Е.К. Исследование особенностей взаимодействия зрительной и слуховой систем в условиях сенсомоторной интеграции // Проблемы нейрокибернетики. Материалы 14-й международной конференции. Т. 1. Ростов н/Д.: ООО «ЦВВР», 2005. С. 125-128
-
Демакова О.А., Шерстяных В.А. Зависимость времени простой зрительно-моторной реакции от латентного периода предъявления стимула и уровня функционального напряжения // Биология - наука ХХI века: 8-я Пущин. шк.-конф. молодых ученых: сб. ст. Пущино, 2004. С. 109
-
Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007
-
Ельникова О.Е. Отношение к здоровью как фактор, способствующий «больному» поведению // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 4 (№ 24). С. 42-48
-
Ендриховский С.Н., Шамшинова А.М., Соколов Е.Н. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях // Сенсорные системы. 1996. Т. 10. № 2. С. 13-29
-
Зайцев А.В., Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы // Физиология человека. 1999. Т. 25. № 6. С. 34-37
-
Канжина Н.Н., Грибанов А.В. Аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности // Экология человека. 2009. № 10. С. 19-22
-
Коробейникова И.И. Параметры сенсомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 131-136
-
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006
-
Любомирский Л.Е. Критические и сенситивные периоды сенсомоторного развития // Физиология развития человека: материалы междунар. конф. Секция 4. Москва, 22-24 июня 2009 г. М.: Вердана, 2009. С. 162-168
-
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997
-
Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. Особенности зрительно-моторных реакций детей 8-11 лет с высоким уровнем тревожности // Экология человека. 2011. № 5. С. 43-48
-
Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. Серия: Медико-биологические науки. 2015. № 1. C. 38-48
-
Николаева Е.И., Яворович К.Н. Специфика качественных и скоростных характеристик сенсомоторной интеграции у юношей и девушек с разной выраженностью латеральных признаков // Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 133-141
-
Разумникова О. М, Савиных М. А. Программный комплекс для определения характеристик систем зрительно-пространственной памяти. Cвидетельство № 2016617675 от 12.07.2016
-
Рохлин Л.Л. Сознание болезни и его значение в клинической практике // Клиническая медицина. 1957. № 9. С. 16-24
-
Тарасова А.Ф., Селиверстова Н.В., Жданкина Л.В. Исследование времени простой и сложной акустикомоторной реакции учащихся // Физиология и психофизиология мотиваций: межрегион. сб. науч. работ. Вып. 4. Воронеж: ВГУ, 2000. С. 52-54
-
Фейгенберг И.М. Быстрота моторной реакции и вероятностное прогнозирование // Физиология человека. 2008. Т. 34. № 5. С. 51-62
-
Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны // Вопросы психологии. 1995. № 4. С. 65-114
-
Экстраполяция экспериментальных данных на человека: принципы, подходы, обоснование методов и их использование в физиологии и радиобиологии: (Руководство) / Даренская Н.Г., Ушаков И.Б., Иванов И.В., Насонова Т.А., Есауленко И.Э., Попов В.И. М.: Б.и.; Воронеж: Истоки, 2004
-
Eigsti, I.M., Zayas, V., Mischel, W., Shoda, Y., Ayduk, O., Dadlani, M.B., Davidson M.C., Aber J.L., Casey B.J. Predicting cognitive control from preschool to late adolescence and young adulthood // Psychological Science. 2006. № 17. P. 478-484
-
Gamble A.L., Rapee R.M. The Time-Course of Attentional Bias in Anxious Children and Adolescents // Journal of Anxiety Disorders. 2009. Vol. 23(7). P. 841-847
-
Hernandez M.E., Mendieta D., Pérez-Tapia M., Bojalil R., Estrada-Garcia I., Estrada-Parra S., Pavon L. Effect of selective serotonin reuptake inhibitors and immunomodulator on cytokines levels: an alternative therapy for patients with major depressive disorder // Clinical & developmental immunology. 2013
-
Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness // Encyclopedia of Mental Health. Ed. by H.S. Friedman. San Diego: Academic Press, 1998. P. 323-335
-
Mischel W., Shoda Y, Rodriguez M.I. Delay of gratification in children // Science. 1989. Vol. 244(4907). P. 933-938
-
Savion-Lemieux T., Bailey J.A., Penhune V.B. Developmental Contributions to Motor Sequence Learning // Experimental Brain Research. 2009. Vol. 195(2). P. 293-306
-
Ungar M., Liebenberg L. (2013). A Measure of Resilience with Contextual Sensitivity - The CYRM-28: Exploring the Tension Between Homogeneity and Heterogeneity in Resilience Theory and Research // Resilience in children, adolescents and adults: Translating research into practice. Ed. by S. Prince-Embury, D.H. Saklofske. New York: Springer. P. 245-255
-
Vergunov E.G., Nikolaeva E.I., Balioz N.V., Krivoschekov S.G. Lateral preferences as the possible phenotypic predictors of the reserves of the cardiovascular system and the features of sensorimotor integration in climbers // Human physiology. 2018. № 3(44). P. 320-329