Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №43 (3) (2018)
УДК 159.91
DOI 10.24888/2073-8439-2018-43-3-39-44
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ, ТОРМОЗНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ
Статья посвящена описанию пилотажного исследования, основной задачей которого являлось выявление особенностей жизнестойкости, сенсомоторной интеграции и тормозных процессов у людей с разным уровнем здоровья. В качестве испытуемых были юноши и девушки (средний возраст 25,1 лет) с разным уровнем здоровья. Испытуемые в зависимости от состояния здоровья были отнесены к одной из трех групп. Для реализации цели исследования были выбраны следующие методики. Для диагностики уровня жизнестойкости использовался «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой. «Тест жизнестойкости» представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey. Для оценки способности респондентов распознавать упорядоченность сенсорного потока использовалась методика РеБОС. С помощью данной методики фиксировались простая и сложная сенсомоторные реакции. Представители первой и третьей групп здоровья более жизнестойки, чем люди, имеющие вторую группу здоровья, то есть здоровые люди с нормальными показателями более вовлечены во все виды повседневной деятельности, лучше контролируют ситуацию и способны к риску. Люди, имеющие третью группу здоровья, то есть страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, демонстрируют практически такой же уровень жизнестойкости, что и совершенно здоровые. Самые низкие показатели жизнестойкости зафиксированы у представителей второй группы здоровья, то есть у людей, имеющих те или иные функциональные отклонения, но без симптомов хронических заболеваний. У представителей первой и второй групп здоровья нервные процессы более пластичны и у них лучше тóрмозный контроль. Испытуемые, имеющие третью группу здоровья, демонстрируют ригидность нервных процессов и худший тóрмозный контроль.
Ключевые слова
здоровье; сенсомоторная интеграция; тормозной контроль; жизнестойкость; health; sensorimotor integration; inhibitory control; viability
VIABILITY AND PECULIARITIES OF SENSORIMOTOR INTEGRATION, INHIBITORY PROCESSES OF PEOPLE WITH DIFFERENT LEVELS OF HEALTH
The article is devoted to the description of the pilot study, the main task of which was to identify the peculiarities of viability, sensorimotor integration and inhibitory processes in people with different levels of health. The subjects were boys and girls (average age 25.1) with different levels of health. Subjects depending on the state of health were assigned to one of three groups. To achieve the goal of the study, the following methods were chosen: to diagnose the level of viability, D. A. Leontiev, E. I. Rasskazova’s “Test of viability” was used. The “viability test” is an adaptation of the Hardiness Survey. To assess the ability of respondents to recognize the order of the sensory flow, the ReBOS method was used. With the help of this method, a simple and complex sensorimotor reaction was recorded. Representatives of the first and the third health groups are more resilient than people of the second health group. That is, healthy people with normal indicators are more involved in all kinds of daily activities, better control of the situation and are capable of taking risk. People of the third group of health, that is, suffering from chronic diseases in clinical remission, demonstrate almost the same level of viability as completely healthy ones. The lowest rates of viability were recorded in the second group of health, that is, people with certain functional abnormalities, but without symptoms of chronic diseases. Representatives of the first and second groups of health have more plastic nervous processes and they have better inhibitory control. The subjects, who are the third group of health, demonstrate the rigidity of nervous processes and the worst inhibitory control.
Список литературы
-
Вергунов Е.Г. Связь сенсомоторной интеграции с успеваемостью у школьников 4-х и 6-х классов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. № 1(1). С. 66-72
-
Ельникова О.Е. Отношение к здоровью как фактор, способствующий «больному» поведению // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 4. № 24. С. 42-48
-
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006