Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №43 (3) (2018)
УДК 159.9
DOI 10.24888/2073-8439-2018-43-3-45-59
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена проблеме ценностных ориентаций современных студентов из Китая и России, актуальной в современных условиях интернационализации высшего образования и динамично меняющегося мира, в котором происходит социализация молодежи. При высокой разработанности проблемы сравнительные этнопсихологические исследования по данной тематике малочисленны. На основе теоретического анализа обобщены данные современных исследований этнопсихологических особенностей китайских студентов. Подробно изложены результаты собственного эмпирического исследования ценностных ориентаций китайских и российских студентов с целью определения их особенностей и сравнения. Использовалось тестирование с помощью методики «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), результаты которого показали различия в уровне значимости ряда ценностей и расхождения между ценностями и их доступностью у студентов двух групп. Здоровье, красота природы и искусства значительно выше ценятся китайскими студентами; интересная работа, любовь, материально-обеспеченная жизнь более значимы для российских студентов. Мотивационно-личностная сфера китайских студентов оказывается более гармоничной, интегрированной, чем у российских, имеющих внутренние противоречия между высокой значимостью ценностей здоровья и любви (у российских девушек), материально обеспеченной жизни, счастливой семьи и труднодостижимостью данных ценностей. По результатам исследования даны практические рекомендации. Перспективным направлением дальнейшего исследования этнических аспектов ценностных ориентаций студентов может выступить сравнение таковых у студентов, обучающихся на родине и за рубежом, в условиях иной социокультурной среды.
Ключевые слова
ценностные ориентации; ценности; китайские студенты; китайцы; студенчество; молодежь; российские студенты; русские; value orientations; values; Chinese students; Chinese; students; youth; Russian students; Russian
COMPARATIVE ANALYSIS OF VALUE ORIENTATIONS OF RUSSIAN AND CHINESE STUDENTS
This paper is devoted to the problem of value orientations of modern students from China and Russia, relevant in modern conditions of internationalization of higher education, of the dynamically changing world in which the socialization of young people occurs. The problem of value orientations is deeply developed, but comparative ethnopsychological studies on this subject are few. The paper provides a theoretical overview of ethnopsychological peculiarities of Chinese students and presents an empirical study of Chinese and Russian students’ value orientations. The goal is to determine their characteristics and compare them. We used the method of testing with the test “The level of correlation between “value” and “accessibility” in different spheres of life” (E.B. Fantalova). The results showed differences in the level of importance of some values, differences between the values and their availability for Russian and Chinese students. Health, beauty of nature and art is much more appreciated by Chinese students; interesting work, love, financially secure life is more important for Russian students. The motivational sphere of Chinese students is more harmonious and integrated than of Russian students. They have internal contradictions concerning the importance of such values as health and love (for Russian girls), financially secure life, happy family and the difficulty of achieving these values. According to the results of the study, practical recommendations are given. A promising direction for further research of ethnic aspects of students' value orientations may be a comparison of those among students studying domestically and abroad under conditions of a different socio-cultural environment.
Список литературы
-
Апсалямов Р.Г. Социальные ценности студенческой молодежи при обучении в профессиональных учреждениях // Гуманизация образования. 2009. № 2. С. 109-117
-
Балыхина Т. М., Чжао Юйцзян. Какие они, китайцы? Этнометодические аспекты обучения китайцев русскому языку // Высшее образование сегодня. 2009. № 5. С. 16-22
-
Васильева Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2. С. 87-91
-
Ван Линь Ли, Полянская Е.Н. Особенности музыкально-стилевых предпочтений китайских студентов // Личность в природе и обществе: научные труды молодых ученых (материалы межвузовских психолого-педагогических чтений. Москва, 21 апреля 2016 г.) / сост. и науч.ред.А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. М.: РУДН, 2016. С. 17-20
-
Гегель Л. А., Зубков В. И., Николаев Г. Г. Ценностные ориентации российской студенческой молодежи: социально-политический и образовательный аспекты (отчет о всероссийском социологическом исследовании). М.: Парадиз, 2008
-
Дробиницкий О.Г. Мир отживших предметов. М.: Госполитиздат, 1967
-
Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986
-
Зубова Л.В., Иващенко А.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. Оренбург: ОГУ, 2010
-
Иванова М. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2001
-
Козлов А.А., Лисовский В.Т., Синкевич З.В. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления). М.: НИВО, 1992
-
Кошелева Е.Ю., Пак И.Я., Чернобильски Э. Этнопсихологические особенности модели обучения китайских студентов // Научное обозрение. Педагогические науки. 2014. № 1. С. 169-170
-
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992
-
Луков В. А., Гневашева В. А. Российский студент: социальный облик. По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этап 2007 года). М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008
-
Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниереба, 1987
-
Полянская Е.Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 1-15
-
Полянская Е.Н. Особенности ценностных ориентаций российских студентов // Пути и задачи духовного возрождения России: сборник статей общественно-политических и гуманитарных чтений / под ред. Е.А. Соловьева, В.В. Блохина. Москва. РУДН, 23 мая 2014 г. М: РУДН, 2014. С. 156-164
-
Резников Н.Е. Психологические особенности китайского этноса // Вестник РУДН.Серия: Психология и педагогика. 2008. № 4. С. 14-21
-
Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999
-
Тань Яньцзе. Этнопсихологические особенности оубчения китайских учащихся // Молодой ученый. 2017. № 17. С. 288-281
-
Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1960
-
Федосова И.В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе // Ценности и смыслы. 2009. № 2 . С. 75-92
-
Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001
-
Фанталова Е.Б. Диагностика ценностного и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии // Клиническая и специальная психология. 2013. № 1. С. 66-83
-
Чжан Пэн Хао. Психологические особенности ценностей китайских студентов // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. 2013. № 3. С. 55-59
-
Rokeach M. Universals humam values. New York: Free press, 1979