Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №43 (3) (2018)
УДК 159.9.07
DOI 10.24888/2073-8439-2018-43-3-60-71
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СКЛОННОСТИ К АГРЕССИВНЫМ ФОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ И ЛЕГИТИМИЗАЦИИ НАСИЛИЯ У СТУДЕНТОВ
Статья посвящена проблеме агрессивности и ее легитимизации в молодежной студенческой среде. Представлен обзор психологических исследований, который показывает неоднозначность подходов и недостаточную дифференцированность понятий пола и гендера. Отмечено, что в большинстве публикаций, касающихся проблемы агрессии, присутствует «усреднение» пола и гендера, когда оба понятия используются как синонимы, и это в определенной степени снижает научный потенциал проводимых исследований. Одним из перспективных направлений является разработка концепции «легитимизации насилия» как обоснования приемлемости различных форм агрессивного поведения в определенных ситуациях, а также изучение последствий ее применения в жизни общества. Установлено, что легитимизация насилия в СМИ, ТВ, спорте, политики способствует росту девиантной агрессии в реальной жизни, особенно в молодом возрасте. Эмпирические результаты изучения легитимизированной агрессии у молодежи и студентов немногочисленны, что обуславливает проблему данного исследования. Представлены данные сравнительного эмпирического исследования склонности к агрессивным формам поведения и легитимизированной агрессии у 84 студентов первого и второго курсов обучения технического вуза (53 мужчин и 31 женщин) в зависимости от гендерного типа. В мужской выборке получено преобладание андрогинного (58,5 %), в женской - фемининного (61,3 %) типов. Статистически значимые различия установлены между показателями всех шкал BPAQ с доминированием маскулинного типа над андрогинным у мужчин, и андрогинного над фемининным у женщин. Отмечено, что маскулинные мужчины в большей степени, чем андрогинные, допускают использование агрессии в политике, личном опыте и спорте, а андрогинные женщины, в сравнении с фемининными, легитимизируют агрессию в сфере политики, воспитания и спорте.
Ключевые слова
склонность к агрессивным формам поведения; легитимизированная агрессия; студенты; гендерные различия; propensity for aggressive forms of behavior; legitimized aggression; students; gender differences
GENDER DIFFERENCES IN THE PROPENSITY FOR AGGRESSIVE BEHAVIOUR AND THE LEGITIMIZATION OF VIOLENCE AMONG STUDENTS
The article is devoted to the problem of aggressiveness and its legitimization in the youth student community. It presents a review of psychological research which shows the ambiguity of approaches and the lack of differentiation of the concepts of sex and gender. It is noted that in most publications on the problem of aggression, there is an "averaging" of sex and gender, when both concepts are used as synonyms, and this to some extent reduces the scientific potential of the research. One of the promising areas is the development of the concept of "legitimization of violence" as a justification for the acceptability of various forms of aggressive behavior in certain situations, as well as the study of the consequences of its application in society. It is established that the legitimization of violence in the media, TV, sports, politics contributes to the growth of deviant aggression in real life, especially at a young age. Empirical results of the study of legitimized aggression among young people and students are few, which condition the problem of this study. The article presents the data of a comparative empirical study of the propensity for aggressive forms of behavior and legitimized aggression in 84 students of technical University (53 men and 31 women), depending on the gender type. In the male sample the predominance of androgynous (58.5 %) was obtained, in the female sample the predominance of feminine (61.3 %) types was observed. Statistically significant differences were found between the indicators of all BPAQ scales with the dominance of masculine type over androgynous type in men, and the predominance of androgynous type over feminine type in women. It is noted that masculine men to a greater extent than androgynous men, allow the use of aggression in politics, personal experience and sports, and androgynous women, in comparison with feminine, legitimize aggression in the sphere of politics, education and sports.
Список литературы
-
Афиногенова С.В. Биологический и психологический пол в связи с профессиональными и спортивными интересами в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2007
-
Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН, 2004
-
Борисова И.В., Бирякина В.И. Гендерные особенности агрессивности юношей и девушек // Казанский педагогический журнал. 2016. № 1(114). С. 192-198
-
Буняева М.В., Ковш Е.М., Скиртач Е.А., Ильин А.Б. Отражение сочетания генотипов по полиморфным локусам COMTVal158Met и MAOA-uVNTR в психологических особенностях девушек // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 4. С. 218-231
-
Гладилина А.П. Андрогинизация и стирание гендерных границ в современном обществе // Вестник Казахстанско-американского свободного ун-та. 2010. № 5. С. 113-117
-
Горбылева К.В., Зарифьян А.Г., Бебинов Е.М. Влияние типов гендерной идентичности на психофизиологические параметры студентов // Ульяновский медико-биологический журнал. 2015. № 4. С. 80-83
-
Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-72
-
Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Методики диагностики агрессии // Психологическая диагностика. 2007. № 3. С. 41-72
-
Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 90-98
-
Ениколопов С.Н., Чудова Н.В. Агрессивность и имплицитная теория // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2. С.18-26
-
Ерзин А.И. Гендерные различия в реактивной и проактивной агрессии у студентов // Психология и психотехника. 2013. № 3. С. 326-337
-
Жарновецкая Н.Ю. Возрастно-половые особенности восприятия агрессивности: автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2007
-
Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер, 2014. С. 60-62
-
Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. С. 8-10
-
Ковш Е.М., Скиртач И.А., Буняева М.В. Психологические особенности агрессивности и враждебности молодежи Юга России (на примере русских и карачаевских девушек) // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 4. С. 8-20
-
Конев Ю. А. Агрессия студентов: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004
-
Кубузова В.О. Особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте (на примере студенчества) // Инновационная наука: международный научный журнал. 2016. № 7-8. С. 183-187
-
Лопухова О.Г. Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (российский аналог «BemSexRoleInventory») // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 147-154
-
Нефедова С.С. Особенности проявления агрессии у студенческой молодежи // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 1. С. 52-56
-
Нечепуренко Т.В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов: автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2009
-
Опросник легитимизированной агрессии. URL: http://psylab.info (дата обращения: 18.08.2017)
-
Опросник уровня агрессивности Басса - Перри. URL: http://psylab.info (дата обращения: 25.06.2017)
-
Пенкрат О.А. Отношение к агрессии будущих специалистов с профессиональной направленностью «человек - человек» // Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. статей. Вып. 16. Ч. 2. Минск: Научные труды РИВШ, 2016. С. 179-186
-
Пенкрат О.А. Отношение к агрессии специалистов и студентов медицинского и педагогического профиля // «Вышэйшая школа»: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. 2016. № 4. С. 52-56
-
Полянская Ю.А., Леонтьева Е.А., Субботина Л.В., Семенова М.Н. Исследование гендерных различий агрессии у студентов технического вуза // Молодежная наука в развитии регионов: материалы Международной конф. студентов и молодых ученых (Березники, 27 апреля 2016). Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2016. С. 205-208
-
Рымарев Н.Ю. Изучение маскулинности, феминности и андрогинности в студенческих коллективах // Психология XXI века: матер. Междунар. научно-практич. конф. СПб., 2003. С. 187-188
-
Урутина Т. М., Щелина С. О. Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте // Молодой ученый. 2015. № 15. С. 558-563
-
Харламова Т.М. Соотношение типа личности (фемининного, маскулинного, андрогинного) и гендерных установок студенток вуза // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 4. С. 129-130
-
Швецова В.А. Гендерные особенности проявления агрессивности у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям // Приволжский научный вестник. 2013. № 12-1(28). С. 149-152
-
Hogben M., Byrne D., Hamburger M., Osland J. Legitimized aggression and sexual coercion: Individual differences in Cultural Spillover // Aggressive Behavior. 2001. Vol. 27. P. 26-43