Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №43 (3) (2018)
УДК 159.95
DOI 10.24888/2073-8439-2018-43-3-72-79
ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Исследование посвящено проблеме становления и развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста в условиях разной образовательной среды. В работе приводятся результаты теоретико-экспериментального исследования взаимосвязи специализированной образовательной среды как формы социальной ситуации развития и психологических закономерностей развития в дошкольном возрасте. В основе исследования лежат: концепция о влиянии образовательной среды (А. А. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова) и социальной ситуации (О.А. Карабанова) на развитие ребенка; концепция социальной обусловленности развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, А. Маслоу); положение о «средовых» влияниях на развитие личности (У. Бронфенбреннер, Д. Брунер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М. Мид, А.Н. Перре-Клермон, В.В. Рубцов, Ж. Пиаже и др.). Эмпирическим путем выявлены особенности развития когнитивных операций в структуре речемыслительной деятельности детей в условиях разной образовательной среды и реализующихся в процессе восприятия и порождения речи. На основе анализа особенностей когнитивного плана речемыслительной деятельности, предложенного Л.С. Выготским, выделены типы речемыслительной деятельности дошкольников в условиях разной образовательной среды. Доказано, что реализация возрастных возможностей к развитию будущей иноязычной компетентности ребенка обусловлена образовательной средой и оптимизируется с повышением развивающего эффекта образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с помощью организации иноязычной образовательной среды. Полученные результаты исследования подтверждают целесообразность раннего обучения неродному языку и необходимость находить резервы в организации обучения, чтобы использовать все преимущества благоприятного периода для усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте.
Ключевые слова
когнитивное и коммуникативное развитие; речемыслительная деятельность; иноязычная образовательная среда; дети дошкольного возраста; cognitive and communicative development; speech activity; foreign language educational environment; children of preschool a
PECULIARITIES OF COGNITIVE DEVELOPment OF PRESCHOOL CHILDREN Under CONDITIONS OF SPECIALIZED FOREIGN LANGUAGE LEARNING ENVIRONMENT
The study is devoted to the problem of the formation and development of the cognitive sphere of preschool children in different educational environments. The paper presents the results of a theoretical and experimental study of the relationship between specialized education - as a form of a social situation of development, and the psychological patterns of development at preschool age. The research is based on: the concept of social conditionality of the personality development (L.I. Bozhovich, L.S. Vygotskiy, A.N. Leont’ev, A. Maslow, S.L. Rubinshtein, D.B. El'konin, E. Erikson); the concept of the impact of the social situation (O.A. Karabanova) and the educational environment (A.A. Bodalev, V.A. Karakovsky, L.I. Novikova) on the development of the child; regulations about “environmental” influences on personal development (U. Bronfenbrenner, D. Bruner, L.S. Vygotskiy, A.R. Luria, M. Mead, A.N. Perre-Clermont, V.V. Rubtsov, J. Piaget and others). The peculiarities of the development of cognitive operations in the structure of children's speech activity in conditions of different educational environments and realized in the process of the perception and generation of speech are revealed empirically. It is proved that the realization of age opportunities for the development of the child's future foreign language competence is conditioned by the educational environment and is optimized in conditions of increasing the developmental effect of educational work with children of preschool age through the organization of a foreign educational environment. The findings confirm the usefulness of early foreign language learning and the need to find reserves in the organization of training to take advantage of favorable period for learning a foreign language at preschool age.
Список литературы
-
Амбеталь А.В. Раннее иноязычное образование как средство формирования личностных ценностей детей старшего дошкольного возраста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2014. Т. 1. № 25. С. 89-94
-
Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Л.С. Выготский. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 3: Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. С. 329-337
-
Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения. 1935. C. 53-72
-
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999
-
Гончарова Т.Г. Обучение иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе единых требований: дис. … канд. пед. наук. М., 2003
-
Емельянова И.Д. Специфика развития языковой способности у дошкольников в педагогическом пространстве ДОУ разных видов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 1. № 17. С. 18-25
-
Жукова А.В. К вопросу о психологических требованиях к организации дошкольного образовательного пространства // Английский язык в поликультурном регионе: материалы Междунар. науч.- практ. конф. (Ижевск, 2005 г.). Ижевск: УдГУ, 2005. С. 15-18
-
Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. 1987. № 6. С. 20-26
-
Сахипова З.Г. Речевое общение в многоязычной семье. Уфа: Китап, 1998
-
Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 5. С. 44-48
-
Тарасенко М.Н. Раннее обучение иностранным языкам. Опыт и проблемы // Преподавание иностранных языков и культур: теоретические и прикладные аспекты: материалы Междунар. науч.-метод. симпозиума. (Пятигорск, 2004 г.). Пятигорск: ПГЛУ, 2004. С. 139-141
-
Шишова Е.О. Психологические факторы формирования двуязычия как оптимальная среда условия эффективного билингвального образования дошкольников // Общее и особенное в культурах и традициях народов: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва: РАО, 2017. С. 389-392
-
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001