Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №43 (3) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-43-3-80-85
ПРИНЦИП АУТЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В статье рассматривается реализация принципа аутентичности с целью формирования межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам. Анализируется реализация трех типов аутентичности (аутентичности текста, поведения и персональной аутентичности) с точки зрения направленности на формирование межкультурной компетенции. Проведенный анализ показывает, что, несмотря на появление в современных УМК по иностранным языкам аутентичных текстов, их использование не может рассматриваться как реализация принципа аутентичности, так как необходимо проведение исследований для выяснения того, получают ли учащиеся информацию о контекстах естественного использования данных текстов, какие приемы используют учителя для раскрытия и интерпретации культурного компонента содержания этих текстов, не нуждаются ли эти тексты в лексической или грамматической адаптации, сопровождаются ли они социокультурными комментариями. Анализ аутентичности поведения и персональной аутентичности свидетельствует о том, что в настоящее время не используются эффективные приемы для их реализации. Аутентичность поведения учащихся и их персональная аутентичность возможны в условиях внедрения в процесс обучения практики межкультурного общения, то есть создания для их условий межкультурного общения. Практика учащихся в межкультурном общении может быть осуществлена в процессе организованной учителем непосредственной и опосредованной межкультурной коммуникации, которая становится возможной в процессе участия учащихся в международных встречах, программах международных обменов, международных образовательных программах, видеоконференциях и электронной переписке.
Ключевые слова
принцип аутентичности; аутентичность текста; аутентичность поведения; персональная аутентичность; the principle of authenticity; authenticity of text; authenticity of behavior; personal authenticity
The Principle of Authenticity in Modern Methodology of Teaching Foreign Languages
The article discusses how the principle of authenticity is implemented for developing intercultural competence in the process of teaching/learning foreign languages. The implementation of three types of authenticity (authenticity of text, authenticity of behavior, personal authenticity) is analyzed from the point of view of their impact on developing intercultural competence. The analysis has demonstrated that, although modern foreign language textbooks use authentic texts, the way these texts are used does not imply that the principle of authenticity of text is implemented. There is a need to conduct a research to find out if students are informed about the natural contexts in which the authentic texts are used, how teachers explain and interpret the cultural component of the content of these texts, if these texts need to be adapted in terms of vocabulary or grammar, if socio-cultural commentary is given to students. The analysis of authenticity of behavior, personal authenticity shows that currently there are no effective techniques implied for their implementation. Authenticity of students’ behavior and their personal authenticity are possible if students have opportunities to practice intercultural communication. This practice can be implemented if teachers organize various kinds of direct and indirect intercultural interactions for students: their participation in international meetings, exchange programmes, international study programmess, videoconferences and electronic communication.
Список литературы
-
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003
-
Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005
-
Киселёва М.В. Стратегическая цель обучения языкам на современном этапе - от коммуникативной компетенции к межкультурной компетенции // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть первая: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения: Мат-лы международ. научно-практич. конф. 20-21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С. 396-401
-
Newby D. Authenticity (introductory article) // Fenner A.-B., Newby D. Approaches to materials design in European textbooks: implementing principles of authenticity, learner autonomy, cultural awareness. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2000. P. 16-23