Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №43 (3) (2018)
УДК 373.2
DOI 10.24888/2073-8439-2018-43-3-94-101
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ
Современный этап отечественной образовательной политики в сфере дошкольного образования направлен прежде всего на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. В соответствии с принятым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования важным фактором, обеспечивающим индивидуальное и творческое развитие каждого ребенка, является организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Поиск новых подходов к организации пространственной среды в дошкольном учреждении закономерно привел к обращению к историческому прошлому, которое богато опытом как реализованных, так и не осущестленных на практике возможностей развития детей дошкольного возраста, посредством организации предметно-развивающей среды. В статье автор в целостном виде представил историко-педагогический анализ научных и педагогических взглядов на процесс организации предметно-развивающей среды в отечественных дошкольных учреждениях. Автор обращается к системам Ф. Фребеля и М. Монтессори, использовавшим средовой подход и создавшим специальную обучающую среду, эффективно развивающую интеллект ребенка дошкольного возраста, воплощенным в первых отечественных дошкольных учреждениях. Особое внимание в статье уделено опыту построения предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях А.С. Симонович, соединившей лучшие идеи зарубежных и отечественных педагогов в вопросах формирования разносторонне развитой личности детей, в том числе и в сфере организации предметно-развивающей среды. В статье представлены научно-педагогические взгляды ведущих отечественных ученых советского и постсоветского периода по вопросу организации предметной среды в отечественных дошкольных учреждениях. Результаты исследования позволяют рекомендовать использование опыта прошлого для обновления организации и моделирования развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальное развитие каждого ребенка.
Ключевые слова
развивающая предметно-пространственная среда; дети дошкольного возраста; организация предметно-пространственной среды; developing objective-spatial environment; children of preschool age; organization of the objective-developmental environment
HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF THE ORGANIZATION OF THE OBJECTIVE DEVELOPMENTAL ENVIRONMENT AT PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA
The current stage of the national educational policy in the sphere of preschool education is primarily aimed at creating favorable conditions for the child's full-fledged period of preschool childhood, regardless of place of residence, sex, nation, language, social status, psychophysiological and other characteristics. In accordance with the adopted Federal State Educational Standard of Preschool Education, an important factor ensuring the individual and creative development of each child is the organization of the developing objective-spatial environment at a preschool educational institution. The search for new approaches to the organization of the spatial environment at a preschool institution naturally required to appeal to the historical past, which is rich in experience, both realized and not realized in practice, the development opportunities for preschool children through the organization of the objective-developmental environment. In the article the author in a holistic form presented the historical and pedagogical analysis of scientific and pedagogical views on the process of the organization of the objective-developmental environment at domestic preschool institutions. The author refers to F. Frobel and M. Montessori’s systems, embodying the environmental approach, creating a special learning environment that effectively develops the intelligence of a child of preschool age, embodied at the first domestic preschool institutions. Particular attention in the article is paid to the experience of constructing the objective-developmental environment at preschool institutions. A.S. Simonovich, who combined the best ideas of foreign and domestic teachers on the formation of a diversified personality of children, including the sphere of the organization of the objective-developmental environment. The article presents scientific and pedagogical views of the leading Soviet scientists of the Soviet and post-Soviet period on the organization of the objective-developmental environment at national preschool institutions. The results of the research make it possible to recommend the use of the experience of the past for renewing the organization and modeling the objective-developmental environment that ensures the individual development of each child.
Список литературы
-
Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Пб., М.: Голос труда, 1923
-
Джуринский А.Н. История педагогики. М.: «Владос», 1999
-
История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Академiа, 1999
-
История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. М.: СФЕРА, 2001
-
История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1988
-
Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. М: «Академия», 2001
-
Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993
-
Приказ Минобразования России от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
-
Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. М.: ГУПИ МП РСФСР, 1955
-
Чуйкова Ж.В., Ушакова О.С. Развитие системы обучения дошкольников родному языку в отечественной педагогике. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006
-
Шикалова Т.Н. Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х годов: дис. … канд. пед. н. Ижевск, 1999