Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №43 (3) (2018)
УДК 378.147
DOI 10.24888/2073-8439-2018-43-3-102-113
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров социальной работы по защите прав инвалидов в сфере занятости. Дается обзор международных документов, определяющих общие правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приводится современная концепция государственной стратегии Российской Федерации, направленная на создание условий для интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере занятости. Отмечается, что, несмотря на предпринимаемые меры, трудоспособные граждане, относящиеся к категории инвалидов, являются неконкурентоспособными на рынке труда. Одним из путей решения данной проблемы выступает профессиональная и трудовая реабилитации инвалидов, целью которой является социальная и психологическая поддержка по повышению мотивации лиц с ограниченными возможностями здоровья к поиску работы, трудоустройству, реализации своих профессиональных интересов. Это и определяет актуальность подготовки бакалавров социальной работы, обладающих профессиональными компетенциями по социальной защите прав инвалидов в сфере занятости. Формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями новых государственных образовательных стандартов проходит на всех этапах обучения в процессе освоения основных образовательных программ. Утверждается, что моделирование образовательного процесса на принципах компетентностного подхода способствует повышению эффективности учебной деятельности студентов, позволяет выделить критерии и уровни сформированности у обучающихся профессиональных компетенций; выявить связи и преемственность этих показателей при изучении других дисциплин / модулей. Применение проектного метода в комплексе с другими педагогическими технологиями способствует формированию широкого набора компетенций обучающихся. В статье дается описание результатов экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций у бакалавров социальной работы по защите прав инвалидов в сфере занятости.
Ключевые слова
бакалавр; социальная работа; профессиональные компетенции; инвалид; сфера занятости; рынок труда; Bachelor; social work; professional competences; a person with disabilities; employment sector; labour market
FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES IN FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK TO PROTECT EMPLOYMENT RIGHTS OF PEOPLE WITH DISABILITIES
The article dwells on the issue of forming professional competences in future Bachelors of social work to protect employment rights of people with disabilities. It reviews international documents that determine general rules of providing equal opportunities for people with disabilities. The paper presents a modern concept of the Russian Federation state strategy aiming at the creation of conditions for the integration of people with health disabilities into all spheres of public life, including the employment sector. It is noted that despite the measures taken, able-bodied citizens with disabilities are non-competitive at the labour market. One of the ways to solve this problem is professional and labour rehabilitation of people with disabilities that aims at social and psychological support on motivating people with disabilities to look for work, obtain employment and put their professional interests into action. This very point makes it urgent to train Bachelors of social work with professional competences for social protection of employment rights of people with disabilities. Professional competences of students are formed in compliance with requirements of new state educational standards at all training stages during the process of basic educational programmes completion. It is stated that educational process modeling on the basis of the competence approach principles improves the efficiency of students’ learning activities and allows us to identify criteria and professional competence level of students, as well as the connection and continuity of these parameters in learning other subjects / modules. Application of the project method together with other pedagogical technologies stimulates the formation of a wide range of competences in students. The article describes the results of an experimental work on forming professional competences in Bachelors of social work to protect employment rights of people with disabilities.
Список литературы
-
Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. UPL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения 20.08.2018)
-
Борытко Н.М. Компетентность - «живое знание» в структуре профессиональной деятельности педагога // Творческая педагогика. 2008. № 1(34). С. 2-7
-
Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. М.: ТЦ Сфера, 2005
-
Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Фишман И.С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 161-185
-
Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Издательство «Национальное образование», 2012
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФопоправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 17.05.2018)
-
Оганян К.М., Стрельцов Н.М. Занятость населения и ее регулирование. СПб.: Изд.-во «Бизнес-пресса», 2008
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. N 8 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/390302.pdf (дата обращения: 8.06.2018)
-
Резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. 20 декабря 1993 года. URL: https://xn--80aagahqwyibe8an.com/pravovi-akti-mijnarodni/rezolyutsiya-generalnoy-assamblei-oon231039.html (дата обращения: 20.07. 2018)
-
Рекомендация Международной организацией труда (МОТ ) 20.06.83 № 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов». URL: http://docs.cntd.ru/document/901879602// (дата обращения 20.06. 2018)
-
Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Новосибирск: НГТУ, 1999
-
Федеральный Закон Российской Федерации № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181697;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.6317915516897812 (дата обращения: 1.07. 2018)
-
Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010