Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №43 (3) (2018)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2018-43-3-114-121
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В данной статье рассматривается проблема, стоящая перед системой высшего образования, связанная с формированием разносторонне образованного, конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем общекультурных компетенций. Продемонстрированы различные подходы педагогов-исследователей к понятиям «компетентность» и «компетенция». Авторами дана собственная интерпретация понятия «общекультурная компетентность», определены ее составляющие. Предложена модель взаимосвязанных компонентов общекультурной компетенции. Выявлены противоречия между объективной потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем компетенций и недостаточно хорошо развитой учебно-методической базой по данной проблеме. Описаны этапы изучения компетентности как научно-педагогической категории. Рассмотрены проблемные вопросы профессиональной подготовки и ее роли в становлении личности будущих педагогов. Авторы выделяют общекультурную компетенцию номер четыре ФГОС ВО педагогического направления, определяющую способности к коммуникации в общении. Представлены такие методы, как опросники, тестирование и статистическая обработка результатов методом Фишера, которые позволяют диагностировать уровень сформированности данной общекультурной компетентности у студентов педагогического направления. Изложены и проанализированы итоги исследования, свидетельствующие о необходимости организации андрагогического взаимодействия педагогов и обучающихся, которое способствует формированию общекультурных компетенций в условиях образовательной среды. Приводится обоснование необходимости проектирования методов педагогики по повышению уровня общекультурных компетентностей и, следовательно, социализированности, конкурентоспособности и профессионализма у будущих преподавателей. Материалы статьи могут быть полезны для моделирования определенной психолого-педагогической и учебно-методической образовательной среды, направленной на формирование общекультурных компетенций обучающихся с целью обеспечить в дальнейшем становление общепрофессиональной компетентности педагога.
Ключевые слова
общекультурные компетенции; компетентность; общекультурная и профессиональная компетентность; студенты; ценностные ориентации; культура; педагогическая деятельность; general cultural competences; competency; general cultural and professional competence; stud
THE PROBLEM of THE formation of future teachers’ General cultural competences
This article examines the problem which the higher education system faces today. It is associated with the formation of a versatile, competitive specialist with a high level of general cultural competence. Different approaches of researchers-teachers to the concept of “competency” and “competence” are demonstrated. The authors give their own interpretation of the concept of “general cultural competence”. Its components are defined. A model of interrelated components of general cultural competence is proposed. The contradictions between the objective need of the society in specialists with a high level of competencies and an insufficiently developed educational and methodological base for this problem have been revealed. The stages of studying competence as a scientific and pedagogical category are described. The problematic issues of professional training and its role in the formation of future teachers’ personality are considered. The authors single out the general cultural competence number four of the FSES in the pedagogical direction, which determines the ability to communicate. Methods such as questionnaires, testing and statistical processing of results by the Fisher method are presented, which allow us to diagnose the level of the formation of this general cultural competence among students of the pedagogical direction. The results of the research, which testify to the necessity of organizing the andragogical interaction of teachers and students, which contributes to the formation of general cultural competencies in the conditions of the educational environment, are described and analyzed. The author substantiates the necessity of designing methods of pedagogy to raise the level of general cultural competencies and, consequently, socialization, competitiveness and professionalism of future teachers. The materials of the article can be useful for modeling a certain psychological and pedagogical, and educational-methodological educational environment aimed at the formation of general cultural competencies of students, in order to ensure the further development of the overall professional competence of the teacher.
Список литературы
-
Акапьев В.Л, Немыкина Н.В, Немыкин Н.И. Роль компетентностного подхода в современном образовании // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. С. 1402-1406
-
Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009
-
Вохрышева М.Г. Библиография и культура. М.: Литера, 2012
-
Калашникова О.В. Общекультурная компетенция как личностная характеристика преподавателя высшей школы // Молодой ученый. 2013. № 11(58). С. 608-611
-
Клюев В.К. Проектирование управленческой подготовки бакалавров библиотечноинформационной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3(41). С. 205-212
-
Мамонтова М.С. Информационная компетентность библиотечного специалиста как условие его профессионального развития: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2012
-
Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения: 31.07.18)
-
Сукиасян Э.Р. Компетентностный подход: еще одна возможность уйти в сторону от реальных задач библиотечного образования // Научные и технические библиотеки. 2008. № 4. С. 108-116
-
Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016