Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

    Аннотации статей.

    Будникова С.П.. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЦЕННЫХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

    В статье рассматривается опыт участия будущих педагогов в волонтерской деятельности как один из факторов развития профессионально ценных личных качеств у студентов. Практико-ориентированное обучение стимулирует становление профессиональной субъектности и компетенций будущего педагога. Выявлено, что волонтерская деятельность студентов педагогического вуза, реализуемая через работу с воспитанниками детских домов, интернатов, детьми, имеющими особые потребности здоровья, оказывает значительное влияние на систему взглядов и отношений к будущей профессиональной педагогической деятельности. Нами зафиксировано, что встречи с детьми, находящимися в особых жизненных ситуациях, способствуют формированию более зрелой мотивации к педагогической деятельности, ответственного отношения к профессиональному обучению. Рефлексия опыта встреч и работы с такими детьми помогает студентам выявить фундаментально значимые ценности, формирует профессиональное сознание, что способствует становлению профессиональной педагогической субъектности как свойства личности педагога, проявляющегося через сформированное профессиональное сознание, сложившуюся гуманистическую направленность, определяющую вектор мотивации и позиционной зрелости, а также ответственную инициативность в профессиональной деятельности. Работа, проводимая в ТГПУ им. Л.Н. Толстого сотрудниками факультетов университета и кафедры психологии и педагогики по организации волонтерских поездок студентов к воспитанникам детских домов, интернатов, детям, имеющим особые потребности здоровья, предваряется установочной беседой, позволяющей скорректировать негативные последствия от неожиданных реакций на особенных детей, постановкой психологических и педагогических задач. После встречи обязательно проводится анкетирование участников и рефлексия пережитого опыта. За десятилетие проведения таких встреч практически не отмечалась негативная реакция студентов, более того, абсолютное большинство участников отмечают их крайнюю важность и мотивирующее значение, высказывают пожелание повторного участия. Представленные выводы могут быть использованы в процессе совершенствования подготовки педагогических кадров в вузах.
    The article considers the experience of future teachers’ participation in volunteer activity as one of the factors of professionally valuable personal qualities development in students. Practically-oriented training stimulates the formation of future teacher’s professional subjectivity and competencies. It is revealed that the pedagogical university students’ volunteer activity realized through working with pupils of orphanages, boarding schools, children with special health needs has a significant influence on the system of values and attitudes towards the future professional pedagogical activity. We have found out that meetings with children in particular life situations contribute to the formation of more mature motivation for pedagogical activity and responsible attitude to vocational training. The reflection on the experience of meetings and working with such children helps students to identify fundamentally important values, shapes professional consciousness, which contributes to the formation of professional pedagogical subjectivity as a teacher’s quality manifested through the formed professional consciousness, established humanistic orientation determining the vector of motivation and positional maturity, and responsible initiative in professional activities. The work which is carried out at Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University on the basis of the University faculties and the Department of Psychology and Pedagogy on organizing volunteer trips of students to orphanages, boarding schools, children with special health needs, is preceded by an introductory conversation that allows one to correct negative consequences of unexpected reactions to special children, psychological and pedagogical tasks setting. After the meeting, participants are questioned and the experience is reflected. Over the decade of such meetings there has been virtually no negative students’ reaction, moreover, the absolute majority of participants note their utmost importance and motivating significance, they want to participate again. The presented conclusions can be used in the process of improving the training of teaching staff at universities.

    Добрин А.В., Петриченко Ю.А., Шахсуваров А.В., Артемов А.С.. ОСОБЕННОСТИ КАРДИОРЕГУЛЯЦИИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ У ПЕДАГОГОВ И СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

    Современные исследования показывают, что одним из основных условий успешности педагогической деятельности является эмоциональный интеллект (ЭИ). В научной литературе имеются данные о связи ЭИ с различными психологическими и психофизиологическими параметрами и, в частности, со способностью преодолевать эмоциональное напряжение и стресс, которые могут сопровождать профессиональную деятельность педагога. В то же время известно, что в процессе адаптации к конкретной ситуации, в том числе и эмоциональной, происходит изменение показателей вариабельности кардиоритма (ВСР). В связи с этим задачей нашего исследования стало изучение особенности регуляции сердечного ритма у педагогов и студентов выпускных курсов педагогического направления подготовки с различным уровнем эмоционального интеллекта. В качестве испытуемых выступали 8 педагогов и 27 студентов. Изучение эмоционального интеллекта проводилось при помощи методики «Опросник ЭмИн» (Д.В. Люсин). Исследование вариабельности кардиоритма проводилось с помощью программно-аппаратного комплекса «ОМЕГА-М». Оценивались следующие показатели ВСР: «средняя длительность интервалов R-R»; «SDNN - стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов»; «мода R-R-интервалов (Мо)»; «амплитуда моды R-R-интервалов (АМо)»; «SI - индекс напряжения регуляторных систем»; «ИЦ - индекс централизации»; «высокие частоты сердечного ритма (HF - High Frequency)»; «низкие частоты сердечного ритма (Low Frequency - LF)»; «очень низкие частоты ритма (Very Low Frequency - VLF)». Показано, что для педагогов характерен высокий уровень ЭИ, в то время как у студентов преобладает средний. Выявлено, что существуют достоверные различия как эмоционального интеллекта, так и его компонентов у педагогов и студентов. Установлено, что у педагогов достоверно выше и ЭИ, и его внутриличностные компоненты, такие как способности к пониманию своих эмоций, управлению своими эмоциями и контролю эмоциональной экспрессии. Обнаружено, что в ситуации эмоционального напряжения у студентов определяются достоверно более высокие значения показателя «индекс централизации» по сравнению с педагогами.
    Modern research shows that emotional intelligence (EI) is one of the main conditions for the success of educational activities. In the scientific literature there are data on the relationship of EI with various psychological and psycho-physiological parameters, and in particular with the ability to overcome emotional tension and stress, which can accompany professional activities of the teacher. At the same time, it is known that in the process of adaptation to a specific situation, including an emotional one, there is a change in the heart rate variability (HRV) indices. In this regard, the task of our research was to study the features of the regulation of heart rate among teachers and graduate students, who major in pedagogy, with different levels of emotional intelligence. The subjects included 8 teachers and 27 students. The study of emotional intelligence was carried out with the help of the “EmIn Questionnaire” (D.V. Lyusin). The study of the heart rate variability was carried out using the software and hardware complex “OMEGA-M”. The following HRV indicators were evaluated: “Average duration of R-R intervals”; “SDNN - Standard deviation of the complete array of cardio intervals”; “Fashion R-R-intervals (Mo)”; “The amplitude of the mode R-R-intervals (AMO)”; “SI - Voltage Index of Regulatory Systems”; “EC - Centralization Index”; “HF - High Frequency”; “Low Frequency - LF”; “Very Low Frequency - VLF”. It is shown that teachers are characterized by a high level of EI, while students have an average level. It is revealed that there are significant differences in both emotional intelligence and its components among teachers and students. It has been established that teachers have significantly higher EI and its intrapersonal components, such as the ability to understand one’s emotions, control one’s emotions and control emotional expression. It was found that in a situation of emotional stress, students have significantly higher values of the “Index of centralization” in comparison with teachers.

    Красова Т.Д.. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Статья посвящена изучению влияния игры на развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы научные взгляды различных авторов на проблему взаимосвязи игровой деятельности и произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления специфики произвольного поведения были использованы следующие методики диагностики: методика «Донеси постройку» (модификация методики В.К. Котырло); беседа «Да и нет» (Н.И. Гуткина); методика «Выкладывание узора по образцу» (Н.А. Цыркун); методика «Не подглядывай» (И.В. Дубровина) и другие. Как показали результаты исследования, у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития произвольного поведения. Дети показывали невысокую концентрированность внимания на целях и правилах выполнения задания. Контроль за качеством выполнения задания постепенно снижался. В процессе выполнения трудных элементов допускали неточности. Для диагностики уровня развития сюжетно-ролевой игры нами была использована методика Д.Б. Эльконина. Наблюдение дало нам возможность выявить особенности замысла, содержания игры, особенности игровых умений у детей, соблюдение игровых правил, степень активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками и др. Большинство детей (84 %) находятся на третьем уровне развития игровой деятельности. В играх ребенок чаще всего вступает в кратковременное взаимодействие с играющими. Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны. С целью выявления влияния сюжетно-ролевой игры на развитие произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста нами был проведен корреляционный анализ r-Спирмена. Проведенный корреляционный анализ позволяет сделать вывод о влиянии сюжетно-ролевой игры на развитие произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.
    The article is devoted to the study of the influence of the game on the development of voluntariness in preschool children. The scientific views of various authors on the problem of the interrelation of game activity and voluntariness of behavior in children of senior preschool age are analyzed. To identify the specifics of voluntary behavior, we used the following methods of diagnosis: “Carry the building” method (a modification of V. K. Lobunets’ method); “Yes and no” talk (N.I. Gutkin); “Making the pattern on the model” method (N.A. Tsyrkun); “No peeping” method (I.V. Dubrovina) and others. As the results of the study showed children of preschool age have an average level of the development of voluntary behavior. Children showed low concentration of attention on purposes and rules of the task. Task quality control gradually decreased. There were inaccuracies while doing difficult elements. D.B. Elkonin’s methodology was used to identify the development level of role-play games. The observation gave us an opportunity to identify the features of the plan, the content of the game, the features of game skills in children, the observance of game rules, the degree of activity and independence in organizing the game, plotting, performing roles, coordinating ideas with peers, etc. The majority of children (84 %) are at the third level of development of game activity. In games, the child often enters into a short-term interaction with the players. The logic and nature of the actions are determined by the role. Actions are very diverse. In order to identify the impact of a role-play game on the development of voluntary behavior of children of preschool age, we conducted a correlation analysis of r-Spearman. The correlation analysis allows us to draw a conclusion about the influence of a role-play game on the development of voluntary behavior in children of preschool age.

    Баскаков С.В., Крылов А.Н.. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АУДИТОРНОЙ НАГРУЗКИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

    На основании интенсификации производственной деятельности и развития информатизации, создания новых материалов, получения альтернативных источников энергии, развития технологии изменены требования к профессиональной подготовке специалистов различных областей. Приведен сравнительный анализ содержания и структуры образовательных программ по специальности «Пожарная безопасность» по количеству циклов дисциплин и их трудоемкости. Обращено внимание на коренное отличие стандартов нового поколения. Особое внимание уделено распределению времени на аудиторную составляющую и самостоятельную работу. С целью наглядности при проведении анализа дисциплин рабочего учебного плана рассмотрено распределение дисциплин по учебным циклам. На основании полученных данных анализа прокомментировано введение в основную образовательную программу большого количества новых учебных предметов. Зафиксировано уменьшение аудиторного учебного времени дисциплин общепрофессионального цикла и тенденция значительного увеличения отводимого учебного времени в указанном цикле дисциплин. Значительное уменьшение аудиторной нагрузки и рост часов, отведенных на самостоятельную подготовку обучающихся, прослеживается у дисциплин профессионального цикла. На основании проведенного анализа было отмечено, что основная часть дисциплин была введена при разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования при переходе на обучение по федеральным образовательным стандартам нового поколения. При подведении итогов проведенного анализа было отмечено, что количество часов аудиторной нагрузки, как и самостоятельная работа, а также число курсовых проектов и работ планомерно увеличивались. Таким образом, опасения, связанные с перегрузкой образовательных программ, были подтверждены. На основании изложенного обоснована насущность перехода к разработке образовательных программ путем оптимизации числа изучаемых учебных дисциплин с учетом компетентностного подхода, необходимого для эффективной профессиональной и социальной деятельности, развития личности выпускников.
    On the basis of intensification of production activity and the development of information, the creation of new materials, alternative energy sources, the development of technology changed the requirements to the training of specialists in various fields. A comparative analysis of the content and structure of educational programs in the specialty “Fire safety” in the number of cycles of disciplines and their complexity. The fundamental difference of new generation standards is stressed. Special attention is paid to the distribution of time on the classroom component and unsupervised work. Subjects distribution into academic cycles is considered as a representation during the analysis of disciplines of the curriculum. On the basis of the obtained data of the analysis the introduction of a large number of new subjects into the main educational program is commented. The decrease of classroom training time of disciplines of the General professional cycle is recorded. The tendency of considerable increase of the allocated educational time in the specified cycle of disciplines is recorded. A significant reduction in the classroom load and the growth of hours allocated for students’ self-training can be observed in the disciplines of the professional cycle. On the basis of the analysis it was noted that the main part of disciplines was introduced in the development of basic educational programs of higher education in the transition to training according to Federal educational standards of new generation. When summing up the results of the analysis, it was noted that the number of hours of classroom load, unsupervised work, as well as the number of course projects, systematically increased. Thus, the fears associated with the overload of educational programs were quite justified. On the basis of the above, the urgency of the transition to the development of educational programs by optimizing the number of subjects, taking into account the competence approach necessary for effective professional and social activities, the development of the personality of graduates is proved.

    Крикунов А.Е.. «НОРМАТИВНЫЙ» ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ»

    В статье рассматриваются некоторые способы определения базовых категорий современной педагогики. Следуя за сложившейся традицией, к их числу автор относит «образование», «воспитание» и «обучение». Он присоединяется к точке зрения, предполагающей, что «образование» является наиболее значимой из них. Основные сложности в определении термина создает его многозначность. Образование может пониматься как ценность, система, процесс или результат, что как раз и ведет к неопределенности положения термина относительно других категорий педагогики. Утверждается, что для уточнения понимания образования может быть успешно использован так называемый «нормативный» подход, который является основным для англоязычной традиции философии образования. Сущность нормативного подхода состоит в определении критериев, которые позволяли бы назвать тот или иной процесс образовательным. В связи с этим автор также предполагает возможным обозначить такой подход как «критериальный». Таким образом, речь идет не о поиске дефиниции как таковой, а о составление комплекса условий, пользуясь которыми носитель языка оказывается в состоянии относить некоторые социальные взаимодействия к сфере education. Базовые критерии были определены в работах Р. Питерса: ценностное отношение к результатам образования (value, desirability), непосредственная связь с широким спектром знания (knowledge), приемлемость процедуры (appropriateness of the procedures) его передачи, предполагающая сознательность и отсутствие принуждения. Основное значение нормативного подхода состоит в возможности отказа от обязательного рассмотрения системы образовательных учреждений как необходимого условия осуществления образования.
    The article studies some ways of determining basic categories of modern pedagogy. Following existing tradition, the author considers “education”, “upbringing” and “training” among them. The author joins the point of view that “education” is the most significant of them. Main difficulties of the definition of the term are created by its polysemy. Education can be understood as a value, a system, a process or a result. And it just leads to the uncertainty of the term's position relative to other categories of pedagogy. It is asserted that the so-called “normative approach”, which is essential for the English philosophy of education tradition, can be successfully used to clarify the understanding of education. The essence of the normative approach is to define criteria that would allow one to call this or that process as educational. As a result, the author also considers it possible to determine such an approach as “criterial”. Thus, it is not a matter of finding thea definition as such, but of drawing up a set of conditions, which use allows a native speaker to attribute some social interactions to the sphere of education. The basic criteria were determined in R. Peters’ works: value attitude to the results of education, direct connection with a wide range of knowledge, appropriateness of the procedures of its transfer, supposing consciousness and the absence of coercion. The main importance of the mormative approach is the possibility of abandoning the mandatory consideration of the educational system as a necessary condition for the implementation of education.

    Кушнарев М.А.. СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 14-16 ЛЕТ

    В статье проведен анализ феномена насилия, выявлены его универсальные характеристики: принуждение, нелегитимность, применение силы, ущерб. На основе выявленных характеристик с учетом междисциплинарной специфики (психологической и педагогической) дается трактовка понятия «проявление физического насилия среди обучающихся», делается сопоставление с понятиями «жестокое обращение с детьми», «школьное насилие», «буллинг». В статье под понятием «проявление физического насилия среди обучающихся» понимается единичное или многократное деяние, которое выражается в намеренном принудительном и нелегитимном применении физической силы или в виде реальной угрозы ее применения обучающимся или группой обучающихся против конкретного обучающегося или группы обучающихся, наносящее совокупный материальный, физический и психологический ущерб. В исследовании выявлен возрастной период, для которого проблема проявления физического насилия является наиболее актуальной, - 14-16 лет. Для данной возрастной категории обучающихся характерны установки на насильственное разрешение конфликтов. Кроме того, данный возраст является переломным периодом, в котором происходит либо закрепление, либо отчуждение модели поведения с установкой на физическое насилие. В качестве специфических признаков проявлений физического насилия среди обучающихся были определены следующие: психологическая, физиологическая, социальная и юридическая обусловленность возрастными особенностями; эпизодичность и многократность проявления; социальная ограниченность (направленность на определенную группу лиц - сверстников; пространство проявления - социальная среда школы, класса); временная ограниченность (модели агрессивного и виктимного поведения редко закрепляются во взрослой жизни); доминирование мотивов самоутверждения, малая значимость корыстных мотивов (по сравнению с мотивацией насильственных преступлений, характерной для взрослых лиц). В статье утверждается мысль, что педагогическое предотвращение проявлений физического насилия среди обучающихся должно быть комплексным как на уровне консолидации межведомственного взаимодействия, так и посредством вовлечения в решение данной проблемы всех участников образовательных отношений.
    The article analyzes the phenomenon of violence, reveals its universal characteristics: coercion, illegitimacy, use of force, harm. Based on the identified characteristics, taking into account the interdisciplinary specifics (psychological and pedagogical), the interpretation of the concept of “physical violence among pupils” is given, a comparison with such concepts as “child abuse”, “school violence”, “bullying” is made. In the article the term “manifestation of physical violence among pupils” is understood as a single or repeated act that appears in the intentional forced and illegitimate use of physical force or in the form of a real threat of its use by a schoolchild or a group of pupils against a particular schoolchild or a group of pupils who inflict aggregate material, physical and psychological damage. The study identifies the age period for which the problem of physical violence is most relevant, pupils at the age of 14-16. Pupils of this age group are aimed at violent resolution of conflicts. In addition, this age is a turning point which leads either to strengthening or the alienation of the behavior model with the aim at physical violence. The following features were defined as specific for physical violence among pupils: psychological, physiological, social and legal conditionality; episodical and repeated manifestation; social limitations (focus on a certain group of people - peers, the space of manifestation - the social environment of the school, class); temporal limitations (models of aggressive and victimized behavior are rarely strengthen in adulthood); the dominance of self-assertion motives, the low significance of selfish motives (in comparison with the motivation of violent crimes committed by adults). The article states the idea that pedagogical prevention of physical violence among pupils should be comprehensive both at the level of consolidation of interdepartmental cooperation, and through involvement of all participants of educational relations in solving this problem.

    Малахова Н.Н.. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОТИВИРУЮЩАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Статья посвящена проблеме поиска эффективных механизмов развития профессиональной мобильности педагога дополнительного образования. Раскрыта актуальность научной разработки и проектирования полифункциональной мотивирующей среды развития профессиональной мобильности. Автор акцентирует внимание на повышении требований к личностным и профессиональным качествам, обострении дефицитов профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования в современных условиях. На основе теоретического анализа исследований, обобщения опыта профессиональной деятельности сформулировано исходное понимание профессиональной мобильности педагога дополнительного образования как динамического интегративного свойства, включающего профессионально-личностные качества, индивидуальные особенности адаптации и управления профессионально-личностными изменениями. Определено понятие полифункциональной мотивирующей среды развития профессиональной мобильности педагога дополнительного образования как совокупности факторов, включающих освоение дополнительных профессиональных программ, самореализацию в профессиональном конкурсном пространстве и личностно значимых профессиональных событиях. Базовыми основаниями для проектирования полифункциональной мотивирующей среды развития профессиональной мобильности педагога дополнительного образования в рамках исследования являются: анализ профессионального развития педагогов дополнительного образования в региональном конкурсном пространстве; практика проведения региональных профессиональных событий и пополнение регионального банка инновационных педагогических практик; опыт реализации дополнительных профессиональных программ, приоритетно-ориентированных на развитие профессиональной мобильности педагогов дополнительного образования. В статье подчеркнуто влияние научно-методического вектора в осмыслении профессионального опыта педагога на развитие качеств профессионально мобильной личности, авторского начала в профессиональной деятельности. В качестве важных условий реализации программ повышения квалификации названы: рефлексирующий характер взаимодействия со слушателями, создание ситуаций свободного педагогического творчества, взращивание и поддержка ростков авторского мышления педагога. На основании научно-методического анализа выявлены информационная, коммуникативная, креативная и рефлексивная функции мотивирующей среды развития профессиональной мобильности педагога дополнительного образования.
    The following paper is concentrated on the problem of searching efficient development mechanisms of professional flexibility of supplementary education teachers. The relevance of the research and the design of polyfunctional motivation environment for the development of professional flexibility of supplementary education teachers are stressed. The author emphasizes the increase of requirements to personal and professional qualities, professional skills deficit of supplementary education teachers in modern conditions. According to the theoretical analysis of research, generalization of experience of professional activity the initial understanding of professional flexibility of supplementary education teachers is formulated as dynamic integrated feature, including professional-personal qualities, individual characteristics of adaptation and professional-individual changes control. The definition of polyfunctional motivation environment for the development of professional flexibility of professional flexibility of supplementary education teachers was defined as aggregation of factors, including the supplementary professional programs mastering, self-realization in professional competition space and significant professional events. The base foundations for designing polyfunctional motivation environment for the development of professional flexibility of supplementary education teachers in research are: supplementary education teachers’ professional development analysis in regional competition space; experience in holding regional professional events and replenishment of regional innovation pedagogical experience bank; experience in the realization of supplementary education programs, oriented on the development of professional flexibility of supplementary education teachers. The paper outlines the effect of scientific and methodological vector in understanding teachers’ professional experience in the development of professional flexibility qualities of a person, author experience in professional activities. Main conditions for the realization of professional development programs are: reflective interaction with audience, creating a situation of free pedagogical creativity, growing up author mentality of a teacher. According to the research and methodological analysis informational, communicational, creative and reflexive functions of motivation environment fot the development of professional flexibility of supplementary education teachers were outlined.

    Маркова С.В., Мартынова Л.Н.. К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)

    Рассматривается проблема разработки региональной модели дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрывается понятие «региональная модель дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья», описывается ее структура и содержание. Представлен проект содержания региональной модели дополнительного образования. Полагается, что именно в системе дополнительного образования в полной мере реализуется процесс инклюзивного образования. Основными направлениями дополнительного образования для лиц с ОВЗ в Липецкой области выступают художественно-эстетическое и спортивно-оздоровительное. Выявлено, что наибольшей популярностью пользуется спортивно-оздоровительное направление, обусловленное высокими достижениями российских спортсменов на Паралимпийских играх. Согласно статистике, большая часть родителей детей с ОВЗ предпочитают дополнительные занятия по развитию речи, хореографии, музыкальные занятия, танцы, театральную студию, обеспечивающие преодоление или частичную коррекцию нарушений психических функций. Предлагается взгляд на построение региональной модели дополнительного образования детей с ОВЗ и ее реализации в соответствии с культурологическим подходом к проблеме включения детей с ОВЗ в общество. Авторы указывают на проблемы в этом направлении, заключающиеся в разработке содержания дополнительных занятий, их организации, тьюторского сопровождения, программного обеспечения. Также возникают вопросы обеспечения равного доступа детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, организации доступной среды. В статье предложен авторский взгляд на создание региональной модели дополнительного образования детей с ОВЗ с учетом особенностей региональной политики в сфере специального образования последних лет в Липецкой области.
    The problem of the development of a regional model of supplementary education for children with limited possibilities is studied. The article deals with the concept of “a regional model of supplementary education of children with limited possibilities”, describes its structure and content. The project of the content of the regional model of supplementary education is presented. The supplementary education system is believed to help to fully implement the inclusive education. Main directions of supplementary education for people with limited possibilities in the Lipetsk region are the artistic and aesthetic, and sport-sanitary. It was found that the most popular is sport-sanitary trend, due to the high achievements of Russian athletes at the Paralympic Games. According to statistics, the majority of parents of children with limited possibilities prefer extra classes on speech development, choreography, music classes, dances, drama studio, which ensure overcoming or partial correction of disorders of mental functions. An opinion on the construction of a regional model of supplementary education of children with limited possibilities and its implementation in accordance with the culturological approach to the problem of the inclusion of children with limited possibilities into the society is proposed. The authors point to problems in this area which are to develop the content of extra classes, their organization, tutor support, software. Also, there are issues of ensuring equal access for children with limited possibilities to quality education at all levels, the organization of an accessible environment. The article gives the author's view on the establishment of a regional model of supplementary education of children with limited possibilities, taking into account the characteristics of regional policy in the sphere of special education in recent years in the Lipetsk region.

    Тараторин Е.В., Степанченко О.В.. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    Статья посвящена рассмотрению технологии проектирования корпоративной досуговой программы с точки зрения организационно-педагогического аспекта. В настоящее время корпоративные досуговые программы решают ряд значимых социально-педагогических задач: развивают корпоративный дух, повышают сплоченность коллектива и лояльность персонала. При этом корпоративные досуговые программы способствуют проявлению корпоративных традиций, являются сильнодействующим инструментом рекламы и создания позитивного имиджа организации. Представленная технология организации и проведения корпоративной досуговой программы состоит из 14 структурных, взаимодополняющих друг друга элементов: определение целей корпоративного мероприятия, нахождение соответствия темы праздничному событию, определение участников программы, формирование ее бюджета, определение ответственных лиц за организацию мероприятия, выбор места проведения и подбор меню, разработка сценария, выбор ведущего и подбор профессиональных артистов, изготовление приглашений и обеспечение элементов оформления места проведения, организация трансфера участников, непосредственное проведение корпоративной досуговой программы, а также подведение итогов и анализ результатов. В качестве практического примера в статье представлены спортивная корпоративная программа «Первая победа еще до Игр», корпоративный вечер в гангстерском стиле «Времена беззакония», а также новогодняя корпоративная досуговая программа «Большая греческая вечеринка», которые отражают технологический процесс организации и проведения корпоративной досуговой программы. Обнаружено, что грамотный процесс организации и проведения корпоративной досуговой программы приводит к ощутимым изменениям и реально измеримым результатам в рабочем коллективе конкретной компании.
    The article is devoted to the technology of designing a corporate leisure program from the point of view of organizational and pedagogical aspect. Currently, corporate leisure programs solve a number of important social and pedagogical tasks: develop corporate spirit, increase team cohesion and staff loyalty. At the same time, corporate leisure programs contribute to the manifestation of corporate traditions, are a powerful tool for advertising and creating a positive image of the organization. The presented technology of organization and carrying out of the corporate leisure program consists of 14 structural mutually complementary elements: the determination of corporate event objectives, finding the correspondence of the theme to the festive event, the definition of the program participants, the formation of its budget, defining responsible people for the organization of the event, the choice of the venue and the selection of the menu, the scenario, the selection of the host and the selection of professional artists, the production of invitations and the design elements of the venue, the organization of the transfer of participants, direct implementation of the corporate leisure program, as well as summarizing and analyzing the results. As a practical example, the article presents a sports corporate program “The First victory before the Games”, the corporate evening in the gangster style “Times of lawlessness”, as well as the new year's corporate leisure program “Big Greek party”, which reflect the technological process of organizing and conducting a corporate leisure program. It is found that the competent process of organizing and conducting a corporate leisure program leads to tangible changes and measurable results in the working team of a particular company.

    Алмазова И.Г., Долгошеева Е.В., Числова С.Н.. К ВОПРОСУ СООТВЕТСТВИЯ ОСВАИВАЕМЫХ БАКАЛАВРАМИ КОМПЕТЕНЦИЙ ТРУДОВЫМ ФУНКЦИЯМ ПРОФСТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

    Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в ее содержании отражены данные, выявленные в процессе исследования результатов интеграции ФГОС ВО и профстандартов, используемых при содержательном наполнении формируемых компетенций; разработке контрольно-eq оценочных eq процедур , позволяющих eq определить уровень eq сформированности eq компетенций выпускника. Целью eq данной eq статьи является eq описание результатов eq теоретического eq и эмпирического исследования, eq связанного eq с особенностями eq подготовки на eq современном eq этапе конкурентоспособного, мобильного, eq высокопрофессионального eq педагога на eq основе соотношения eq требований eq профессионального стандарта «Педагог (eq педагогическая eq деятельность в eq сфере дошкольного, eq начального eq общего , основного общего, eq среднего eq общего образования) (eq воспитатель , учитель)» (eq трудовые eq функции ) и ФГОС eq ВО eq по направлению eq подготовки 44.03.05 Педагогическое eq образование (eq компетенции ). В статье eq изложены eq результаты проведенного eq исследования в eq контексте eq осмысления обучающимися разных eq курсов (eq первых , третьих eq и пятых) eq содержания eq формируемых универсальных, общепрофессиональных eq компетенций ; eq выявления наиболее eq значимых универсальных eq компетенций eq для педагога; выделения eq основополагающих eq профессиональных способностей, являющихся инвариантом eq для eq педагогической деятельности; выделения eq набора eq профессиональных способностей, eq необходимых педагогу eq начальной eq школы . Результаты исследования eq позволяют eq сделать выводы eq о том, eq что eq соответствия осваиваемых бакалаврами eq компетенций eq трудовым функциям eq профстандарта должны eq быть eq полными , обоснованными, содержательными, eq что eq бы их eq можно было eq результативно eq использовать при подготовке eq компетентного eq выпускника классического eq университета - будущего eq бакалавра . eq Уникальность данной статьи eq по eq отношению к eq прочим родственным eq по eq тематике исследованиям заключается eq в eq проведенном сравнительном eq анализе профстандарта eq и eq ФГОС ВО. Результаты eq анализа eq представлены в eq форме таблицы eq соответствия eq осваиваемых компетенций трудовым eq функциям eq и подкреплены eq результатами проведенного eq анкетирования eq будущих бакалавров.
    The topicality of this article is determined by the fact that its content reflects the data identified while studying the results of the integration of Federal State Educational Standards of Higher Education and professional standards used for content filling of the formed competencies; for the development of control and assessment procedures which allow one to determine the formation level of a graduate’s competencies. The purpose of this article is to describe the results of the theoretical and empirical research related to the peculiarities of training at the present stage of a competitive, mobile, highly professional teacher based on the correlation of the requirements of the “Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general and secondary education) (educator, teacher)” professional standard, (working functions) and Federal State Educational Standards of Higher Education in the direction 44.03.05 Pedagogical education (competence). The article presents the results of the conducted research in the context of students’ understanding of different courses (first, third and fifth) of the content of formed universal and general professional competencies; identifying the most significant universal competencies for the teacher; identifying fundamental professional skills, which are an invariant for educational activity; the selection of a set of professional skills necessary for a primary school teacher. The results of the study allow us to conclude that the compliance of competencies mastered by bachelors with the labor functions of the professional standard must be complete, reasonable and meaningful, so that they can be used effectively in training a competent graduate of a classical university - the future bachelor. The uniqueness of this article in relation to other related research topics is in the comparative analysis of the professional standard and Federal State Educational Standards of Higher Education. The results of the analysis are presented in the form of a table of compliance of the mastered competencies with labor functions and are proved by the results of a survey of future bachelors.

    Артемова Ю.В.. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

    В данной статье рассматриваются особенности развития мотивации достижения успеха у будущих журналистов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Мотивация достижения успеха представляется как процесс действия определенных мотивов и как механизм, отвечающий за побуждение и разноплановую активную деятельность субъекта по достижению поставленной цели, реализация которой непременно приведет его к успеху через социальное одобрение, самоопределение и самореализацию. В ходе исследования выявлялся уровень мотивации достижения у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика», на основании изучения ценностных ориентаций студентов и ведущих мотивов профессиональной деятельности. Установлено, что будущие журналисты приоритет отдают материальным ценностям, творческой самореализации и профессиональным ценностям, в то время как гуманистические и социальные ценности окончательно не сформированы. Большое значение для респондентов имеют мотивы профессионального мастерства и самоутверждения. Для установления уровня мотивации достижения успеха у студентов применялся тест-опросник А. Мехрабиана. С помощью него проводилась диагностика двух специфически устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач. Выяснилось, что у 48 % испытуемых преобладает низкий уровень мотивации достижения успеха, т.е. они недостаточно мотивированы на конструктивную деятельность, не нацелены на успех. В то же время низкий уровень мотивации избегания неудач был диагностирован у 63 % респондентов, что означало, что их активность связана всего лишь с желанием избежать порицания, наказания и лишней траты энергии. В качестве одного из возможных способов развития мотивации достижения успеха у будущих журналистов была предложена технология case-study. Проанализированы возможности применения технологии, рассмотрены основные фазы работы над кейсом, возможные критерии оценивания работ и опыт сотрудничества преподавателя и студентов.
    This article considers the peculiarities of the development of the achievement motivation in future journalists during their professional training at an institute of higher education. The achievement motivation is presented as a process of certain motives action and as a mechanism responsible for the motivation and diverse activities of the subject to achieve the goal, the realization of which will certainly lead to success through social approval, self-determination and self-realization. The study revealed the level of achievement motivation in students enrolled in “Journalism”, based on the study of students’ value orientations and leading motives of their professional activities. It was established that future journalists give priority to material values, creative self-realization and professional values, while humanistic and social values are not completely formed. The motives of professional skills and self-affirmation are of great importance to the respondents. A. Mehrabian’s questionnaire was used to determine the level of achievement motivation in students. It was used to diagnose two specifically stable human motives: the motive of need for achievement and the motive of avoiding failure. 48 % of subjects turned out to have a low level of achievement motivation, i.e. they are not motivated enough for constructive activity, they are not aimed at success. At the same time, 63 % of respondents showed a low level of motivation of avoiding failures, which meant that their activity was associated only with the desire to avoid blame, punishment and waste of energy. The case-study technology was proposed as one of the possible ways to develop the achievement motivation in future journalists. The possibilities of using the technology, the main phases of work on the case, the possible criteria for evaluating works and the experience of cooperation between a teacher and students were analyzed.

    Джумаев Х.Ш., Пронина А.Н.. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

    В науке установлено, что духовно-нравственные ценности человека представляют собой взаимосвязь духовности и нравственности. Анализ исследований по вопросам духовно-нравственных ценностей позволяет выделить их перечень и распределить их в соответствии с направленностью на самого себя и на других людей. Духовно-нравственные ценности обучающихся духовных образовательных организаций (православные гимназии, духовные семинарии, академии) могут представлять собой взаимосвязь профессиональной, религиозной и личностной составляющих, имеющих общее содержательное наполнение, но различную направленность. Профессиональная, религиозная составляющая направлена на заботу о духовно-нравственных ценностях других людей, а личностная направлена на самосовершенствование и саморазвитие собственных духовно-нравственных ценностей. Авторы статьи представили ориентировочный перечень духовно-нравственных ценностей будущих священнослужителей. В статье представлены результаты эксперимента по выявлению различий направленности духовно-нравственных ценностей обучающихся православных гимназий и общеобразовательных школ, в котором приняли участие 100 испытуемых. Для диагностики использовались такие методики, как методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича, В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной, диагностика изучения альтруизма и эгоизма (О.Ф. Потемкина). Проведенная диагностика позволила сравнить и выявить различия в направленности ценностных ориентаций у обучающихся православных гимназий и общеобразовательных школ. У обучающихся православных гимназий в отличие от обучающихся общеобразовательных школ большинство терминальных, инструментальных ценностей (счастье других, продуктивная жизнь, чуткость, ответственность) и ценностей, которые составляют смысл жизни (другой как ценность), имеют направленность на других людей, а также более выраженную ориентацию на альтруизм.
    In science it is known that spiritual and moral values of a person represent interrelation of spirituality and morality. The analysis of works on spiritual and moral values allows us to highlight their list and arrange them in accordance with the focus on yourself and other people. Spiritual and moral values of pupils of spiritual educational organizations (Orthodox gymnasiums, theological seminaries, academies) can represent a relationship of professional, religious and personal components that have a common content, but different orientation. Professional, religious component is aimed at taking care of the spiritual and moral values of other people, and the personal component is aimed at self-improvement and self-development of one’s own spiritual and moral values. The authors of the article presented an approximate list of spiritual and moral values of future clergymen. The article presents the results of an experiment which purpose was to identify differences in the orientation of spiritual and moral values of pupils of Orthodox gymnasiums and secondary schools. 100 subjects took part in it. Such techniques as the methodology of studying value orientations by M. Rokich, F.V. Sopov, L.V. Karpushina, the diagnostics of studying altruism and selfishness (O.F. Potemkina) were used for the diagnostics. The diagnostics made it possible to compare and identify differences in the orientation of values among pupils of Orthodox gymnasiums and secondary schools. In contrast to pupils of secondary schools, the majority of terminal, instrumental values (happiness of others, productive life, sensitiveness, responsibility) and values that make up the meaning of life (the other as a value) of Orthodox gymnasiums pupils have a focus on other people, as well as a more pronounced orientation towards altruism.

    Смоленцева В.Г., Шахова В.А., Кожухова Ю.В., Шеффлер Б.. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

    Статья посвящена вопросу непрерывного образования взрослого населения, который является актуальным как для молодых специалистов, так и для опытных работников со стажем. Необходимость данного процесса обусловлена развитием информационных технологий, требующих от работников новых знаний и компетенций, умения быстро адаптироваться ко всем происходящим изменения. За последние двадцать лет беспрецедентное развитие всех областей науки сделало непрерывное образование необходимой составляющей успешной работы предприятия, оно также способствует более полной интеграции выпускников высших учебных заведений в рабочий процесс и обеспечивает карьерный рост. В статье приводятся примеры подобных программ в США, Германии и России; отражены результаты исследования, проведенного среди студентов факультетов физико-математических и естественных наук, заканчивающих обучение в высших учебных заведениях России, студентов Дрезденского технического университета, среди сотрудников компаний и работодателей об их отношении к программам непрерывного образования и возможного в них участия. Согласно результатам исследования, студенты достаточно высоко оценивают подобные программы, хотя по некоторым пунктам опроса имеются значимые расхождения во мнениях между студентами России и студентами, обучающимися в Германии. Исследования также выявили различия в мотивации к обучению среди студентов этих стран. В статье приводятся данные опроса, проведенного среди сотрудников и работодателей различных компаний, которые продемонстрировали интерес к участию в подобных программах, хотя формы и методы их организации и проведения могут отличаться. В статье также подчеркивается необходимость дальнейшего продвижения, развития программ непрерывного образования и создания определенных условий для их успешной реализации.
    The article deals with the issue of Adult Lifelong Learning, which is relevant for both young professionals and experienced employees. The need for this process is caused by IT rapid development that requires employees to adapt quickly to all changes, new knowledge and competences. Over the past twenty years, an unprecedented development of Science has made Lifelong Learning one of the essential parts of an enterprise success. It also contributes to university graduates’ more complete integration into working processes and ensures their career growth. The article gives an overview of the key factors that enable the promotion of Lifelong Learning programs in the USA, Germany and Russia, which provide all groups of the population of these countries, both young specialists and adult employees, with an opportunity to participate in them and improve their employability. The findings of a survey revealing the attitude of graduate students of the Faculties of Science in both Russian Universities and Dresden Technical University of Germany, employers and employees towards such programs and their possible participation in them are shown in the article. According to the findings of the survey, the majority of students in both countries highly appreciate such programs, though some significant differences in opinion on some of the survey points as well as differences in motivation to study between Russian and German students were also revealed. The article presents survey data on employees and employers’ interest in Lifelong Learning programs, though the forms and methods of organizing and implementing such programs may differ. The article also highlights the need for further advancement, development of such programs and the creation of certain conditions for their successful implementation.
Наверх