Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №44 (4) (2018)
УДК 159.9.072
DOI 10.24888/2073-8439-2018-44-4-6-15
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЦЕННЫХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ
В статье рассматривается опыт участия будущих педагогов в волонтерской деятельности как один из факторов развития профессионально ценных личных качеств у студентов. Практико-ориентированное обучение стимулирует становление профессиональной субъектности и компетенций будущего педагога. Выявлено, что волонтерская деятельность студентов педагогического вуза, реализуемая через работу с воспитанниками детских домов, интернатов, детьми, имеющими особые потребности здоровья, оказывает значительное влияние на систему взглядов и отношений к будущей профессиональной педагогической деятельности. Нами зафиксировано, что встречи с детьми, находящимися в особых жизненных ситуациях, способствуют формированию более зрелой мотивации к педагогической деятельности, ответственного отношения к профессиональному обучению. Рефлексия опыта встреч и работы с такими детьми помогает студентам выявить фундаментально значимые ценности, формирует профессиональное сознание, что способствует становлению профессиональной педагогической субъектности как свойства личности педагога, проявляющегося через сформированное профессиональное сознание, сложившуюся гуманистическую направленность, определяющую вектор мотивации и позиционной зрелости, а также ответственную инициативность в профессиональной деятельности. Работа, проводимая в ТГПУ им. Л.Н. Толстого сотрудниками факультетов университета и кафедры психологии и педагогики по организации волонтерских поездок студентов к воспитанникам детских домов, интернатов, детям, имеющим особые потребности здоровья, предваряется установочной беседой, позволяющей скорректировать негативные последствия от неожиданных реакций на особенных детей, постановкой психологических и педагогических задач. После встречи обязательно проводится анкетирование участников и рефлексия пережитого опыта. За десятилетие проведения таких встреч практически не отмечалась негативная реакция студентов, более того, абсолютное большинство участников отмечают их крайнюю важность и мотивирующее значение, высказывают пожелание повторного участия. Представленные выводы могут быть использованы в процессе совершенствования подготовки педагогических кадров в вузах.
Ключевые слова
профессиональная педагогическая субъектность; профессионально ценные личные качества; волонтерская деятельность; будущие педагоги; professional pedagogical subjectivity; professionally valuable personal qualities; volunteer activities; future teachers
THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY VALUABLE PERSONAL QUALITIES IN FUTURE TEACHER STUDENTS AS A CONDITION OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL SUBJECTIVITY FORMATION
The article considers the experience of future teachers’ participation in volunteer activity as one of the factors of professionally valuable personal qualities development in students. Practically-oriented training stimulates the formation of future teacher’s professional subjectivity and competencies. It is revealed that the pedagogical university students’ volunteer activity realized through working with pupils of orphanages, boarding schools, children with special health needs has a significant influence on the system of values and attitudes towards the future professional pedagogical activity. We have found out that meetings with children in particular life situations contribute to the formation of more mature motivation for pedagogical activity and responsible attitude to vocational training. The reflection on the experience of meetings and working with such children helps students to identify fundamentally important values, shapes professional consciousness, which contributes to the formation of professional pedagogical subjectivity as a teacher’s quality manifested through the formed professional consciousness, established humanistic orientation determining the vector of motivation and positional maturity, and responsible initiative in professional activities. The work which is carried out at Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University on the basis of the University faculties and the Department of Psychology and Pedagogy on organizing volunteer trips of students to orphanages, boarding schools, children with special health needs, is preceded by an introductory conversation that allows one to correct negative consequences of unexpected reactions to special children, psychological and pedagogical tasks setting. After the meeting, participants are questioned and the experience is reflected. Over the decade of such meetings there has been virtually no negative students’ reaction, moreover, the absolute majority of participants note their utmost importance and motivating significance, they want to participate again. The presented conclusions can be used in the process of improving the training of teaching staff at universities.
Список литературы
-
Будникова С.П. Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога // Психологическая наука и образование. 2017. № 5. Том 22. С. 14-22
-
Будникова С.П. Представления будущих педагогов о личных и профессиональных качествах // Вестник Российского нового университета. Серия: «Человек в современном мире». 2018. № 1. С. 71-79