Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №44 (4) (2018)
УДК 159.91, 159.922, 37.025
DOI 10.24888/2073-8439-2018-44-4-16-25
ОСОБЕННОСТИ КАРДИОРЕГУЛЯЦИИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ У ПЕДАГОГОВ И СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Современные исследования показывают, что одним из основных условий успешности педагогической деятельности является эмоциональный интеллект (ЭИ). В научной литературе имеются данные о связи ЭИ с различными психологическими и психофизиологическими параметрами и, в частности, со способностью преодолевать эмоциональное напряжение и стресс, которые могут сопровождать профессиональную деятельность педагога. В то же время известно, что в процессе адаптации к конкретной ситуации, в том числе и эмоциональной, происходит изменение показателей вариабельности кардиоритма (ВСР). В связи с этим задачей нашего исследования стало изучение особенности регуляции сердечного ритма у педагогов и студентов выпускных курсов педагогического направления подготовки с различным уровнем эмоционального интеллекта. В качестве испытуемых выступали 8 педагогов и 27 студентов. Изучение эмоционального интеллекта проводилось при помощи методики «Опросник ЭмИн» (Д.В. Люсин). Исследование вариабельности кардиоритма проводилось с помощью программно-аппаратного комплекса «ОМЕГА-М». Оценивались следующие показатели ВСР: «средняя длительность интервалов R-R»; «SDNN - стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов»; «мода R-R-интервалов (Мо)»; «амплитуда моды R-R-интервалов (АМо)»; «SI - индекс напряжения регуляторных систем»; «ИЦ - индекс централизации»; «высокие частоты сердечного ритма (HF - High Frequency)»; «низкие частоты сердечного ритма (Low Frequency - LF)»; «очень низкие частоты ритма (Very Low Frequency - VLF)». Показано, что для педагогов характерен высокий уровень ЭИ, в то время как у студентов преобладает средний. Выявлено, что существуют достоверные различия как эмоционального интеллекта, так и его компонентов у педагогов и студентов. Установлено, что у педагогов достоверно выше и ЭИ, и его внутриличностные компоненты, такие как способности к пониманию своих эмоций, управлению своими эмоциями и контролю эмоциональной экспрессии. Обнаружено, что в ситуации эмоционального напряжения у студентов определяются достоверно более высокие значения показателя «индекс централизации» по сравнению с педагогами.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект; вариабельность сердечного ритма; кардиоритм; педагоги; студенты; emotional intelligence; heart rate variability; heart rate; teachers; graduate students
FEATURES OF CARDIOREGULATION IN AN EMOTIONAL SITUATION IN TEACHERS AND STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF EMOTIONAL INTELLIGENCE
Modern research shows that emotional intelligence (EI) is one of the main conditions for the success of educational activities. In the scientific literature there are data on the relationship of EI with various psychological and psycho-physiological parameters, and in particular with the ability to overcome emotional tension and stress, which can accompany professional activities of the teacher. At the same time, it is known that in the process of adaptation to a specific situation, including an emotional one, there is a change in the heart rate variability (HRV) indices. In this regard, the task of our research was to study the features of the regulation of heart rate among teachers and graduate students, who major in pedagogy, with different levels of emotional intelligence. The subjects included 8 teachers and 27 students. The study of emotional intelligence was carried out with the help of the “EmIn Questionnaire” (D.V. Lyusin). The study of the heart rate variability was carried out using the software and hardware complex “OMEGA-M”. The following HRV indicators were evaluated: “Average duration of R-R intervals”; “SDNN - Standard deviation of the complete array of cardio intervals”; “Fashion R-R-intervals (Mo)”; “The amplitude of the mode R-R-intervals (AMO)”; “SI - Voltage Index of Regulatory Systems”; “EC - Centralization Index”; “HF - High Frequency”; “Low Frequency - LF”; “Very Low Frequency - VLF”. It is shown that teachers are characterized by a high level of EI, while students have an average level. It is revealed that there are significant differences in both emotional intelligence and its components among teachers and students. It has been established that teachers have significantly higher EI and its intrapersonal components, such as the ability to understand one’s emotions, control one’s emotions and control emotional expression. It was found that in a situation of emotional stress, students have significantly higher values of the “Index of centralization” in comparison with teachers.
Список литературы
-
Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 2012
-
Андреева И.Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 13-14 апр. 2007 г. Ч. 1. СПб., 2007. С. 12-15
-
Баевский Р.М., Иванов, Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. № 3. С. 108-127
-
Бахчина А.В. Динамика вегетативной регуляции кардиоритма при когнитивных, эмоциональных и физических нагрузках: автореф. дис. … канд. псих. наук. М, 2014
-
Ермакова И.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке // Психологическая наука и образование. 2004. № 1. С. 63-73
-
Игишева Л.Н., Казин Э.М., Галеев А.Р. Влияние умеренной физической нагрузки на ВСРудетей младшего и среднего школьного возраста // Физиология человека. 2006. № 3. С. 55-61
-
Копина О.С., Суслова С.Ф., Заикин Е.З. Популяционные исследования психосоциального стресса как фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний // Кардиология. 1996. № 3. С. 22-25
-
Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков; пер с англ. М. Васильева, С. Комаров и др. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004
-
Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22
-
Николаева Е.И. Кнут и пряник. Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка. СПб: Речь; М.: Сфера, 2010
-
Симонова Л.Б. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 14-16 сентября 2011 г.: к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета / ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкий, О.П. Меркулова. Волгоград: Перемена, 2011. С. 284-286
-
Система комплексного компьютерного исследования функционального состояния организма человека «ОМЕГА-М» // Документация пользователя. СПб., 2011. URL: http://omegam.dyn.ru/media/upload/Omega.Medicine.Rus.pdf/ (дата обращения: 15.08.2018)
-
Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009
-
Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. М.: Горизонт, 1998
-
Шимшиева О.Н., Логинов С.И. Влияние физической нагрузки на параметры вариабельности сердечного ритма юношей при широтном перемещении // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6. С. 87-90
-
Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2009
-
Abe J.A.A. Positive emotions, emotional intelligence, and successful experiential learning // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 51(7). P. 817-822
-
Bakhchina A.V., Polevaya S.A., Parin S.B. Vegetative correlates of cognitive processes in stress situation // European Scientific Journal. 2013. Vol. 3. P. 277-280
-
Boyatzis R.E., Smith M.L., Van Oosten E., Woolford L. Developing resonant leaders through emotional intelligence, vision and coaching // Organizational Dynamics. 2013. Vol. 42(1). P. 17-24. DOI: 10.1016/j.orgdyn.2012.12.003
-
Christopher M.S., Goerling R.J., Rogers B.S., Hunsinger M., Baron G., Bergman A.L., Zava D.T. A pilot study evaluating the effectiveness of a mindfulness-based intervention on cortisol awakening response and health outcomes among law enforcement officers // Journal of Police and Criminal Psychology. 2016. Vol. 31(1). P. 15-28. DOI: 10.1007/s11896-015-9161-x
-
Contrada R.J., Boulifard D.A., Hekler E.B., Idler E.L., Spruill T.M., Labouvie E.W., Krause T.J. Psychologocal factors in heart surgery: presurgical vulnerability and postsurgical recovery // Health Psychology. 2008. Vol. 27(3). P. 309-319. DOI: 10.1037/0278-6133.27.3.309
-
Ciarochi J.V., Dean F.P., Anderson S. Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health // Personality and Individual Differences. 2002. Vol. 32(2). P. 197-209. DOI: 10.1016/S0191-8869(01)00012-5
-
Clarke N. Developing emotional intelligence abilities through team-based learning // Human Resource Development Quarterly. 2010. Vol. 21(2). P. 119-138. DOI: 10.1002/hrdq.20036
-
Flowers L.K., Thomas-Squance R., Brainin-Rodriguez J.E., Yancey A.K. Interprofessional social and emotional intelligence skills training: study findings and key lessons // Journal of Interprofessional Care. 2014. Vol. 28(2). P. 157-159. DOI: 10.3109/13561820.2013.847407
-
Gill L.J., Ramsey P.L., Leberman S.I. A systems approach to developing emotional intelligence using the self-awareness engine of growth model // Systemic Practice and Action Research. 2015. Vol. 28(6). P. 575-594. DOI: 10.1007/s11213-015-9345-4
-
Humphrey N., Curran A., Morris E., Farrell P., Woods K. Emotional intelligence and education: a critical review // Educational Psychology: An International Journal of Experimental Educational Psychology. 2007. Vol. 27(2). P. 235-254. DOI: 10.1080/01443410601066735
-
Licht C.M., de Geus E.J., van Dyck R., Penninx B.W. Assosiation between anxiety disorder and heart rate variability in the Netherlands Study of Depression and Anxiety (NESDA) // Psychosomatic Medicine. 2009. Vol. 71(5). P. 508-518. DOI: 10.1097/PSY.0b013e3181a292a6
-
Mahon E.G., Taylor S.N., Boyatzis R.E. Antecedents of organizational engagement: exploring vision, mood and perceived organizational support with emotional intelligence as a moderator // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. P. 13-22. DOI: 10.3389/fpsyg.2014.01322
-
Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? // American Psychologist. 2008. Vol. 63(6). P. 503-517. DOI:10.1037/0003-055x.63.6.503
-
Mayer J.D., Barsade S.G., Roberts R.D. Human abilities: Emotional intelligence // Annual Review of Psychology. 2008. Vol. 59. P. 507-536. DOI: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093646
-
Momm T., Blickle G., Liu Y., Wihler A., Kholin M., Menges J.I. It pays to have an eye for emotions: Emotion recognition ability indirectly predicts annual income // Journal of Organizational Behavior. 2015. vol. 36(1). P.147-163. DOI: 10.1002/job.1975
-
Myrtek M., Aschenbrenner E., Brügner G. Emotions in everyday life: an ambulatory monitoring study with female students // Biological Psychology. 2005. Vol. 68(3). P. 237-255. DOI: 10.1016/j.biopsycho.2004.06.001
-
Nelis D., Kotsou I., Quoidbach J., Hansenne M., Weytens F., Dupuis P., Mikolajczak M. Increasing emotional competence improves psychological and physical well-being, social relationships, and employability // Emotion. 2011. Vol. 11(2). P. 354-366. DOI: 10.1037/a0021554
-
Parke M.R., Seo M.G., Sherf E.N. Regulating and facilitating: The role of emotional intelligence in maintaining and using positive affect for creativity // Journal of Applied Psychology. 2015. Vol. 100(3). P. 917-934. DOI:10.1037/a0038452
-
Robert M., Kenneth E., Veith R.C. Depression, the autounomic nervous system, and coronary heart disease // Psychosomatic Medicine. 2005. Vol. 67. P. 529-533. DOI: 10.1097/01.psy.0000162254.61556.d5