Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №44 (4) (2018)
УДК 373.2:379.8
DOI 10.24888/2073-8439-2018-44-4-26-34
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена изучению влияния игры на развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы научные взгляды различных авторов на проблему взаимосвязи игровой деятельности и произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления специфики произвольного поведения были использованы следующие методики диагностики: методика «Донеси постройку» (модификация методики В.К. Котырло); беседа «Да и нет» (Н.И. Гуткина); методика «Выкладывание узора по образцу» (Н.А. Цыркун); методика «Не подглядывай» (И.В. Дубровина) и другие. Как показали результаты исследования, у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития произвольного поведения. Дети показывали невысокую концентрированность внимания на целях и правилах выполнения задания. Контроль за качеством выполнения задания постепенно снижался. В процессе выполнения трудных элементов допускали неточности. Для диагностики уровня развития сюжетно-ролевой игры нами была использована методика Д.Б. Эльконина. Наблюдение дало нам возможность выявить особенности замысла, содержания игры, особенности игровых умений у детей, соблюдение игровых правил, степень активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками и др. Большинство детей (84 %) находятся на третьем уровне развития игровой деятельности. В играх ребенок чаще всего вступает в кратковременное взаимодействие с играющими. Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны. С целью выявления влияния сюжетно-ролевой игры на развитие произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста нами был проведен корреляционный анализ r-Спирмена. Проведенный корреляционный анализ позволяет сделать вывод о влиянии сюжетно-ролевой игры на развитие произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова
произвольность; воля; дети старшего дошкольного возраста; игра; влияние; voluntariness; will; children of senior preschool age; game; effect
STUDYING THE IMPACT OF THE GAME ON THE DEVELOPMENT OF VOLUNTARINESS IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
The article is devoted to the study of the influence of the game on the development of voluntariness in preschool children. The scientific views of various authors on the problem of the interrelation of game activity and voluntariness of behavior in children of senior preschool age are analyzed. To identify the specifics of voluntary behavior, we used the following methods of diagnosis: “Carry the building” method (a modification of V. K. Lobunets’ method); “Yes and no” talk (N.I. Gutkin); “Making the pattern on the model” method (N.A. Tsyrkun); “No peeping” method (I.V. Dubrovina) and others. As the results of the study showed children of preschool age have an average level of the development of voluntary behavior. Children showed low concentration of attention on purposes and rules of the task. Task quality control gradually decreased. There were inaccuracies while doing difficult elements. D.B. Elkonin’s methodology was used to identify the development level of role-play games. The observation gave us an opportunity to identify the features of the plan, the content of the game, the features of game skills in children, the observance of game rules, the degree of activity and independence in organizing the game, plotting, performing roles, coordinating ideas with peers, etc. The majority of children (84 %) are at the third level of development of game activity. In games, the child often enters into a short-term interaction with the players. The logic and nature of the actions are determined by the role. Actions are very diverse. In order to identify the impact of a role-play game on the development of voluntary behavior of children of preschool age, we conducted a correlation analysis of r-Spearman. The correlation analysis allows us to draw a conclusion about the influence of a role-play game on the development of voluntary behavior in children of preschool age.
Список литературы
-
Бeрнс Р. Б. Я-концепция и воспитание. М.: Педагогика, 1989
-
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2001
-
Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Знание, 1954
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983
-
Ерофеева Т.И. Представления детей старшего дошкольного возраста о правилах поведения и их влияние на взаимоотношения со сверстниками // Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред Т.А. Репиной. М.: Педагогика, 1978. С. 137-150
-
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: УРАО, 1998
-
Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009
-
Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев: Радянска школа, 1971
-
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический аспект. М.: Левъ, 2017
-
Кравцова Е. Игра и произвольность // Дошкольное воспитание. 2017. № 11. С. 12-19
-
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 1983
-
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект, 2008
-
Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. М.-Воронеж: Институт практической психологии, НПО МОДЭК, 1998
-
Суровцева А.В. Воспитание воли детей старшего дошкольного возраста. Москва: Учпедгиз, 1952
-
Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976
-
Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. Минск: Народна асвета, 1991
-
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999