Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №44 (4) (2018)
УДК 378.14
DOI 10.24888/2073-8439-2018-44-4-35-46
АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АУДИТОРНОЙ НАГРУЗКИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
На основании интенсификации производственной деятельности и развития информатизации, создания новых материалов, получения альтернативных источников энергии, развития технологии изменены требования к профессиональной подготовке специалистов различных областей. Приведен сравнительный анализ содержания и структуры образовательных программ по специальности «Пожарная безопасность» по количеству циклов дисциплин и их трудоемкости. Обращено внимание на коренное отличие стандартов нового поколения. Особое внимание уделено распределению времени на аудиторную составляющую и самостоятельную работу. С целью наглядности при проведении анализа дисциплин рабочего учебного плана рассмотрено распределение дисциплин по учебным циклам. На основании полученных данных анализа прокомментировано введение в основную образовательную программу большого количества новых учебных предметов. Зафиксировано уменьшение аудиторного учебного времени дисциплин общепрофессионального цикла и тенденция значительного увеличения отводимого учебного времени в указанном цикле дисциплин. Значительное уменьшение аудиторной нагрузки и рост часов, отведенных на самостоятельную подготовку обучающихся, прослеживается у дисциплин профессионального цикла. На основании проведенного анализа было отмечено, что основная часть дисциплин была введена при разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования при переходе на обучение по федеральным образовательным стандартам нового поколения. При подведении итогов проведенного анализа было отмечено, что количество часов аудиторной нагрузки, как и самостоятельная работа, а также число курсовых проектов и работ планомерно увеличивались. Таким образом, опасения, связанные с перегрузкой образовательных программ, были подтверждены. На основании изложенного обоснована насущность перехода к разработке образовательных программ путем оптимизации числа изучаемых учебных дисциплин с учетом компетентностного подхода, необходимого для эффективной профессиональной и социальной деятельности, развития личности выпускников.
Ключевые слова
подготовка специалистов; федеральный государственный образовательный стандарт; основная образовательная программа; распределение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы; оптимизация дисциплин; training of specialists; Federal State Educational Stand
THE ANALYSIS OF THE DISTRIBUTION OF STUDENTS’ CLASSROOM LOAD AND UNSUPERVISED WORK WHO MAJOR IN “FIRE SAFETY”
On the basis of intensification of production activity and the development of information, the creation of new materials, alternative energy sources, the development of technology changed the requirements to the training of specialists in various fields. A comparative analysis of the content and structure of educational programs in the specialty “Fire safety” in the number of cycles of disciplines and their complexity. The fundamental difference of new generation standards is stressed. Special attention is paid to the distribution of time on the classroom component and unsupervised work. Subjects distribution into academic cycles is considered as a representation during the analysis of disciplines of the curriculum. On the basis of the obtained data of the analysis the introduction of a large number of new subjects into the main educational program is commented. The decrease of classroom training time of disciplines of the General professional cycle is recorded. The tendency of considerable increase of the allocated educational time in the specified cycle of disciplines is recorded. A significant reduction in the classroom load and the growth of hours allocated for students’ self-training can be observed in the disciplines of the professional cycle. On the basis of the analysis it was noted that the main part of disciplines was introduced in the development of basic educational programs of higher education in the transition to training according to Federal educational standards of new generation. When summing up the results of the analysis, it was noted that the number of hours of classroom load, unsupervised work, as well as the number of course projects, systematically increased. Thus, the fears associated with the overload of educational programs were quite justified. On the basis of the above, the urgency of the transition to the development of educational programs by optimizing the number of subjects, taking into account the competence approach necessary for effective professional and social activities, the development of the personality of graduates is proved.
Список литературы
-
Овсяник А.И., Баскаков С.В., Битуев Б.Ж. Сравнительный анализ содержания и структуры государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по подготовке специалистов пожарной безопасности // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение и ликвидация. 2009. № 1. С. 127-135
-
Приказ МЧС России от 29. 12. 2006 № 804 «О концепции создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». Режим доступа: http://base.garant.ru/55184073/ (дата обращения 27.08.2018)
-
Проходимова Е.М., Зуев А.В. Требования, предъявляемые к профессионально важным качествам выпускников образовательных организаций МЧС России для эффективного выполнения задач по предназначению // Научное мнение. 2014. № 4. С. 231-233
-
Сенатор С.Ю. Современные требования к подготовке студентов вуза // Педагогика и психология образования. 2010. № 1. С. 70-77
-
Слуев В.И., Ванюшкин В.П., Крылов А.Н. О роли физики при подготовке инженеров МЧС России // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение и ликвидация. 2011. № 2. С. 31-36
-
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 года № 851. Режим доступа: http://base.garant.ru/71196318/#ixzz5OKOD2tuS (дата обращения 02.08.2018)