Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №44 (4) (2018)
УДК 37.011
DOI 10.24888/2073-8439-2018-44-4-47-52
«НОРМАТИВНЫЙ» ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ»
В статье рассматриваются некоторые способы определения базовых категорий современной педагогики. Следуя за сложившейся традицией, к их числу автор относит «образование», «воспитание» и «обучение». Он присоединяется к точке зрения, предполагающей, что «образование» является наиболее значимой из них. Основные сложности в определении термина создает его многозначность. Образование может пониматься как ценность, система, процесс или результат, что как раз и ведет к неопределенности положения термина относительно других категорий педагогики. Утверждается, что для уточнения понимания образования может быть успешно использован так называемый «нормативный» подход, который является основным для англоязычной традиции философии образования. Сущность нормативного подхода состоит в определении критериев, которые позволяли бы назвать тот или иной процесс образовательным. В связи с этим автор также предполагает возможным обозначить такой подход как «критериальный». Таким образом, речь идет не о поиске дефиниции как таковой, а о составление комплекса условий, пользуясь которыми носитель языка оказывается в состоянии относить некоторые социальные взаимодействия к сфере education. Базовые критерии были определены в работах Р. Питерса: ценностное отношение к результатам образования (value, desirability), непосредственная связь с широким спектром знания (knowledge), приемлемость процедуры (appropriateness of the procedures) его передачи, предполагающая сознательность и отсутствие принуждения. Основное значение нормативного подхода состоит в возможности отказа от обязательного рассмотрения системы образовательных учреждений как необходимого условия осуществления образования.
Ключевые слова
основные категории педагогики; образование; нормативный поход; аналитическая философия; main categories of pedagogy; education; normative approach; analytical philosophy
”NORMATIVE” APPROACH TO THE DEFINITION OF “EDUCATION”
The article studies some ways of determining basic categories of modern pedagogy. Following existing tradition, the author considers “education”, “upbringing” and “training” among them. The author joins the point of view that “education” is the most significant of them. Main difficulties of the definition of the term are created by its polysemy. Education can be understood as a value, a system, a process or a result. And it just leads to the uncertainty of the term's position relative to other categories of pedagogy. It is asserted that the so-called “normative approach”, which is essential for the English philosophy of education tradition, can be successfully used to clarify the understanding of education. The essence of the normative approach is to define criteria that would allow one to call this or that process as educational. As a result, the author also considers it possible to determine such an approach as “criterial”. Thus, it is not a matter of finding thea definition as such, but of drawing up a set of conditions, which use allows a native speaker to attribute some social interactions to the sphere of education. The basic criteria were determined in R. Peters’ works: value attitude to the results of education, direct connection with a wide range of knowledge, appropriateness of the procedures of its transfer, supposing consciousness and the absence of coercion. The main importance of the mormative approach is the possibility of abandoning the mandatory consideration of the educational system as a necessary condition for the implementation of education.
Список литературы
-
Вербицкий А.А., Трунова Е.Г. Проблемы адекватности понятийного аппарата современного образования // Педагогика. 2017. № 8. С. 3-16
-
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998а
-
Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998б
-
Полонский П.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. шк., 2004
-
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1993
-
Frankena W.K. The concept of education today // Educational judgments. Papers in the philosophy of education. Ed. by J.F. Doyle. London, New York: Routledge, 2010. P. 14-24
-
Hamm C.M. Philosophical issues in education: an introduction. London, New York: Routledge Falmer, 1989
-
Peters P.S. Education as Initiation // Philosophical Analysis and Education. Ed. by R.D. Archambault London, New York: Routlege, 2010а. P. 59-75
-
Peters R.S. Education and the educated man // Education and the development of reason. Ed. by R.F. Dearden, P.H. Hirst, R.S. Peters. London, New York: Routlege, 2010б. P. 2-13
-
Peters R.S. Ethics and Education. London, New York: Routledge, 2015
-
Winch C., Gngell J. Philosophy of education. London, New York: Routledge, 2008