Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №44 (4) (2018)
УДК 371
DOI 10.24888/2073-8439-2018-44-4-53-62
СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 14-16 ЛЕТ
В статье проведен анализ феномена насилия, выявлены его универсальные характеристики: принуждение, нелегитимность, применение силы, ущерб. На основе выявленных характеристик с учетом междисциплинарной специфики (психологической и педагогической) дается трактовка понятия «проявление физического насилия среди обучающихся», делается сопоставление с понятиями «жестокое обращение с детьми», «школьное насилие», «буллинг». В статье под понятием «проявление физического насилия среди обучающихся» понимается единичное или многократное деяние, которое выражается в намеренном принудительном и нелегитимном применении физической силы или в виде реальной угрозы ее применения обучающимся или группой обучающихся против конкретного обучающегося или группы обучающихся, наносящее совокупный материальный, физический и психологический ущерб. В исследовании выявлен возрастной период, для которого проблема проявления физического насилия является наиболее актуальной, - 14-16 лет. Для данной возрастной категории обучающихся характерны установки на насильственное разрешение конфликтов. Кроме того, данный возраст является переломным периодом, в котором происходит либо закрепление, либо отчуждение модели поведения с установкой на физическое насилие. В качестве специфических признаков проявлений физического насилия среди обучающихся были определены следующие: психологическая, физиологическая, социальная и юридическая обусловленность возрастными особенностями; эпизодичность и многократность проявления; социальная ограниченность (направленность на определенную группу лиц - сверстников; пространство проявления - социальная среда школы, класса); временная ограниченность (модели агрессивного и виктимного поведения редко закрепляются во взрослой жизни); доминирование мотивов самоутверждения, малая значимость корыстных мотивов (по сравнению с мотивацией насильственных преступлений, характерной для взрослых лиц). В статье утверждается мысль, что педагогическое предотвращение проявлений физического насилия среди обучающихся должно быть комплексным как на уровне консолидации межведомственного взаимодействия, так и посредством вовлечения в решение данной проблемы всех участников образовательных отношений.
Ключевые слова
насилие; физическое насилие; общее образование; обучающиеся 14-16 лет; школьное насилие; буллинг; violence; physical violence; general education; pupils aged 14-16; school violence; bullying
SPECIFICITY OF PHYSICAL VIOLENCE MANIFESTATION AMONG PUPILS AGED 14-16
The article analyzes the phenomenon of violence, reveals its universal characteristics: coercion, illegitimacy, use of force, harm. Based on the identified characteristics, taking into account the interdisciplinary specifics (psychological and pedagogical), the interpretation of the concept of “physical violence among pupils” is given, a comparison with such concepts as “child abuse”, “school violence”, “bullying” is made. In the article the term “manifestation of physical violence among pupils” is understood as a single or repeated act that appears in the intentional forced and illegitimate use of physical force or in the form of a real threat of its use by a schoolchild or a group of pupils against a particular schoolchild or a group of pupils who inflict aggregate material, physical and psychological damage. The study identifies the age period for which the problem of physical violence is most relevant, pupils at the age of 14-16. Pupils of this age group are aimed at violent resolution of conflicts. In addition, this age is a turning point which leads either to strengthening or the alienation of the behavior model with the aim at physical violence. The following features were defined as specific for physical violence among pupils: psychological, physiological, social and legal conditionality; episodical and repeated manifestation; social limitations (focus on a certain group of people - peers, the space of manifestation - the social environment of the school, class); temporal limitations (models of aggressive and victimized behavior are rarely strengthen in adulthood); the dominance of self-assertion motives, the low significance of selfish motives (in comparison with the motivation of violent crimes committed by adults). The article states the idea that pedagogical prevention of physical violence among pupils should be comprehensive both at the level of consolidation of interdepartmental cooperation, and through involvement of all participants of educational relations in solving this problem.
Список литературы
-
Алексеева И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 2006
-
Антонян Ю.М. Мотивация преступного поведения. М.: Юрлитинформ, 2018
-
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-еврознак, 2002
-
Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. СПб.: Питер, 2008
-
Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105. С. 159-165
-
Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т.: Т. 1. М.: Мысль, 1965
-
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2005
-
Дементий Л.И., Купченко В.Е. Личностные риски и социальные угрозы школьного насилия // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2015. № 1. С. 6-14
-
Ильин Е.П. Насилие как психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 167-174
-
Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994
-
Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2015
-
Монтень М. Опыты: полное издание в одном томе. М.: Эксмо, 2015
-
Новый энциклопедический словарь. Общая редакция: почетный академик К.К. Арсеньев. Т. 28. Петроград: Типография «Акционерного общества “Издательское дело б. “Брокгауз - Ефрон”», 1916
-
Одинцова М. Насилие в школах и колледжах столицы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 2. С. 183-190
-
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и образование, 2018
-
Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 6 (108). С. 151-154
-
Писаревская Е.А. Насильственная преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Томск, 2006
-
Русинов Г.Б. Мотивация насильственных преступлений несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Казань, 1986
-
Сорокин П.А. Школьная среда и проблемы насилия над детьми. М.: Астрель, 2006
-
Табатадзе Г.С. Насилие как социальное явление // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2003-2004. Вып. 3. С. 109-116
-
Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2015
-
Хвыля-Олинтер Н.А. Проблема насилия над детьми в оценках московских школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1. С. 143-147
-
Шуняева В.А. К вопросу о криминальном насилии несовершеннолетних // Вестник ТГУ. 2012. Выпуск 9. С. 419-424
-
Roland E. A system oriented strategy against bullying // Bullying: An International Perspective. Ed. by E. Roland and E. Munthe. London: Fulton Books, 1989. P. 143-151
-
Smith P.K., Ananiadou K. The Nature of Bullying and the Effectiveness of School-Based Interventions // Journal of Applied Psychoanalytic Studies. 2003. Vol. 5. № 2. P. 189-209
-
Sourander A., Helstelä L., Helenius H., Piha J. Persistence of bullying from childhood to adolescence - а longitudinal 8-year follow-up study // Child Abuse and Neglect. 2000. Vol. 24. № 7. P. 873-881