Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №44 (4) (2018)
УДК 371.134
DOI 10.24888/2073-8439-2018-44-4-63-69
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОТИВИРУЮЩАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме поиска эффективных механизмов развития профессиональной мобильности педагога дополнительного образования. Раскрыта актуальность научной разработки и проектирования полифункциональной мотивирующей среды развития профессиональной мобильности. Автор акцентирует внимание на повышении требований к личностным и профессиональным качествам, обострении дефицитов профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования в современных условиях. На основе теоретического анализа исследований, обобщения опыта профессиональной деятельности сформулировано исходное понимание профессиональной мобильности педагога дополнительного образования как динамического интегративного свойства, включающего профессионально-личностные качества, индивидуальные особенности адаптации и управления профессионально-личностными изменениями. Определено понятие полифункциональной мотивирующей среды развития профессиональной мобильности педагога дополнительного образования как совокупности факторов, включающих освоение дополнительных профессиональных программ, самореализацию в профессиональном конкурсном пространстве и личностно значимых профессиональных событиях. Базовыми основаниями для проектирования полифункциональной мотивирующей среды развития профессиональной мобильности педагога дополнительного образования в рамках исследования являются: анализ профессионального развития педагогов дополнительного образования в региональном конкурсном пространстве; практика проведения региональных профессиональных событий и пополнение регионального банка инновационных педагогических практик; опыт реализации дополнительных профессиональных программ, приоритетно-ориентированных на развитие профессиональной мобильности педагогов дополнительного образования. В статье подчеркнуто влияние научно-методического вектора в осмыслении профессионального опыта педагога на развитие качеств профессионально мобильной личности, авторского начала в профессиональной деятельности. В качестве важных условий реализации программ повышения квалификации названы: рефлексирующий характер взаимодействия со слушателями, создание ситуаций свободного педагогического творчества, взращивание и поддержка ростков авторского мышления педагога. На основании научно-методического анализа выявлены информационная, коммуникативная, креативная и рефлексивная функции мотивирующей среды развития профессиональной мобильности педагога дополнительного образования.
Ключевые слова
мобильность педагога; мотивирующая среда; профессиональное развитие; professional flexibility; motivation environment; professional development
POLYFUNCTIONAL MOTIVATION ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF SUPPLEMENTARY EDUCATION TEACHERS’ PROFESSIONAL FLEXIBILITY
The following paper is concentrated on the problem of searching efficient development mechanisms of professional flexibility of supplementary education teachers. The relevance of the research and the design of polyfunctional motivation environment for the development of professional flexibility of supplementary education teachers are stressed. The author emphasizes the increase of requirements to personal and professional qualities, professional skills deficit of supplementary education teachers in modern conditions. According to the theoretical analysis of research, generalization of experience of professional activity the initial understanding of professional flexibility of supplementary education teachers is formulated as dynamic integrated feature, including professional-personal qualities, individual characteristics of adaptation and professional-individual changes control. The definition of polyfunctional motivation environment for the development of professional flexibility of professional flexibility of supplementary education teachers was defined as aggregation of factors, including the supplementary professional programs mastering, self-realization in professional competition space and significant professional events. The base foundations for designing polyfunctional motivation environment for the development of professional flexibility of supplementary education teachers in research are: supplementary education teachers’ professional development analysis in regional competition space; experience in holding regional professional events and replenishment of regional innovation pedagogical experience bank; experience in the realization of supplementary education programs, oriented on the development of professional flexibility of supplementary education teachers. The paper outlines the effect of scientific and methodological vector in understanding teachers’ professional experience in the development of professional flexibility qualities of a person, author experience in professional activities. Main conditions for the realization of professional development programs are: reflective interaction with audience, creating a situation of free pedagogical creativity, growing up author mentality of a teacher. According to the research and methodological analysis informational, communicational, creative and reflexive functions of motivation environment fot the development of professional flexibility of supplementary education teachers were outlined.
Список литературы
-
Воробьева Т.П. Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в процессе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 2(7). С. 18-22
-
Исаева С.А., Зырянова А.В. Профессиональное развитие педагогов дополнительного образования в системе повышения квалификации // Человек и образование. 2012. № 2(31). С. 72-75
-
Малахова Н.Н. Открытая методическая школа - эффективная форма непрерывного профессионального развития педагога // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во ЧИППКРО, 2016. С. 99-104
-
Малахова Н.Н. Развитие авторской позиции педагога в системе повышения квалификации // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. Т. 3 (№ 31). С. 98-104
-
Малахова Н.Н. Развитие профессиональной культуры педагога дополнительного образования в процессе повышения квалификации // Научная школа общей и вузовской педагогики в Кузбассе: вехи становления, перспективы развития: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2017. С. 18-22
-
Ходырев А.М., Филиппов Г.А., Молоков Д.С. Вариативные модели переподготовки и повышения квалификации кадров // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 206-213