Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №44 (4) (2018)
УДК 376:316
DOI 10.24888/2073-8439-2018-44-4-70-78
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)
Рассматривается проблема разработки региональной модели дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрывается понятие «региональная модель дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья», описывается ее структура и содержание. Представлен проект содержания региональной модели дополнительного образования. Полагается, что именно в системе дополнительного образования в полной мере реализуется процесс инклюзивного образования. Основными направлениями дополнительного образования для лиц с ОВЗ в Липецкой области выступают художественно-эстетическое и спортивно-оздоровительное. Выявлено, что наибольшей популярностью пользуется спортивно-оздоровительное направление, обусловленное высокими достижениями российских спортсменов на Паралимпийских играх. Согласно статистике, большая часть родителей детей с ОВЗ предпочитают дополнительные занятия по развитию речи, хореографии, музыкальные занятия, танцы, театральную студию, обеспечивающие преодоление или частичную коррекцию нарушений психических функций. Предлагается взгляд на построение региональной модели дополнительного образования детей с ОВЗ и ее реализации в соответствии с культурологическим подходом к проблеме включения детей с ОВЗ в общество. Авторы указывают на проблемы в этом направлении, заключающиеся в разработке содержания дополнительных занятий, их организации, тьюторского сопровождения, программного обеспечения. Также возникают вопросы обеспечения равного доступа детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, организации доступной среды. В статье предложен авторский взгляд на создание региональной модели дополнительного образования детей с ОВЗ с учетом особенностей региональной политики в сфере специального образования последних лет в Липецкой области.
Ключевые слова
модель; дети с ограниченными возможностями здоровья; дополнительное образование; инклюзивное образование; культурологический подход; model; children with limited possibilities; supplementary education; inclusive education; culturological approach
ON CREATING A MODEL OF SUPPLEMENTARY EDUCATION OF CHILDREN WITH LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH (ON THE EXAMPLE OF THE LIPETSK REGION)
The problem of the development of a regional model of supplementary education for children with limited possibilities is studied. The article deals with the concept of “a regional model of supplementary education of children with limited possibilities”, describes its structure and content. The project of the content of the regional model of supplementary education is presented. The supplementary education system is believed to help to fully implement the inclusive education. Main directions of supplementary education for people with limited possibilities in the Lipetsk region are the artistic and aesthetic, and sport-sanitary. It was found that the most popular is sport-sanitary trend, due to the high achievements of Russian athletes at the Paralympic Games. According to statistics, the majority of parents of children with limited possibilities prefer extra classes on speech development, choreography, music classes, dances, drama studio, which ensure overcoming or partial correction of disorders of mental functions. An opinion on the construction of a regional model of supplementary education of children with limited possibilities and its implementation in accordance with the culturological approach to the problem of the inclusion of children with limited possibilities into the society is proposed. The authors point to problems in this area which are to develop the content of extra classes, their organization, tutor support, software. Also, there are issues of ensuring equal access for children with limited possibilities to quality education at all levels, the organization of an accessible environment. The article gives the author's view on the establishment of a regional model of supplementary education of children with limited possibilities, taking into account the characteristics of regional policy in the sphere of special education in recent years in the Lipetsk region.
Список литературы
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Психолог, 2001
-
Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008
-
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ст.75. (ред. от 03.08.2018)
-
Константинов Д.В., Холомеев А.Г. Аксиологические аспекты бытия человека: человекосозидающие и человекоразрушающие ценности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 390. С. 54-59
-
Лопатина В.И. Широкие аспекты инклюзивного образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 11-15
-
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Дефектология. 2010. № 5. С. 14-20
-
Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2009. № 6. С. 3-9
-
Попова Н.Т. Культурологические аспекты развивающей педагогики // Постижение культуры. Сборник. Ежегодник. Выпуск 11. М.: Мин-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии, 2001. С. 96-107
-
Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005
-
Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 5. С. 12-19