Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №44 (4) (2018)
УДК 378.14.015.62
DOI 10.24888/2073-8439-2018-44-4-95-104
К ВОПРОСУ СООТВЕТСТВИЯ ОСВАИВАЕМЫХ БАКАЛАВРАМИ КОМПЕТЕНЦИЙ ТРУДОВЫМ ФУНКЦИЯМ ПРОФСТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в ее содержании отражены данные, выявленные в процессе исследования результатов интеграции ФГОС ВО и профстандартов, используемых при содержательном наполнении формируемых компетенций; разработке контрольно-eq оценочных eq процедур , позволяющих eq определить уровень eq сформированности eq компетенций выпускника. Целью eq данной eq статьи является eq описание результатов eq теоретического eq и эмпирического исследования, eq связанного eq с особенностями eq подготовки на eq современном eq этапе конкурентоспособного, мобильного, eq высокопрофессионального eq педагога на eq основе соотношения eq требований eq профессионального стандарта «Педагог (eq педагогическая eq деятельность в eq сфере дошкольного, eq начального eq общего , основного общего, eq среднего eq общего образования) (eq воспитатель , учитель)» (eq трудовые eq функции ) и ФГОС eq ВО eq по направлению eq подготовки 44.03.05 Педагогическое eq образование (eq компетенции ). В статье eq изложены eq результаты проведенного eq исследования в eq контексте eq осмысления обучающимися разных eq курсов (eq первых , третьих eq и пятых) eq содержания eq формируемых универсальных, общепрофессиональных eq компетенций ; eq выявления наиболее eq значимых универсальных eq компетенций eq для педагога; выделения eq основополагающих eq профессиональных способностей, являющихся инвариантом eq для eq педагогической деятельности; выделения eq набора eq профессиональных способностей, eq необходимых педагогу eq начальной eq школы . Результаты исследования eq позволяют eq сделать выводы eq о том, eq что eq соответствия осваиваемых бакалаврами eq компетенций eq трудовым функциям eq профстандарта должны eq быть eq полными , обоснованными, содержательными, eq что eq бы их eq можно было eq результативно eq использовать при подготовке eq компетентного eq выпускника классического eq университета - будущего eq бакалавра . eq Уникальность данной статьи eq по eq отношению к eq прочим родственным eq по eq тематике исследованиям заключается eq в eq проведенном сравнительном eq анализе профстандарта eq и eq ФГОС ВО. Результаты eq анализа eq представлены в eq форме таблицы eq соответствия eq осваиваемых компетенций трудовым eq функциям eq и подкреплены eq результатами проведенного eq анкетирования eq будущих бакалавров.
Ключевые слова
профстандарт; eq трудовая функция; eq ФГОС ВО; eq педагогическое eq образование ; универсальные и eq общепрофессиональные eq компетенции ; бакалавр; professional standard; working function; Federal State Educational Standards of Higher Education; pedagogica
ON COMPLIANCE OF BACHELORS’ COMPETENCES WITH WORKING FUNCTIONS OF THE “TEACHER” PROFESSIONAL STANDARD
The topicality of this article is determined by the fact that its content reflects the data identified while studying the results of the integration of Federal State Educational Standards of Higher Education and professional standards used for content filling of the formed competencies; for the development of control and assessment procedures which allow one to determine the formation level of a graduate’s competencies. The purpose of this article is to describe the results of the theoretical and empirical research related to the peculiarities of training at the present stage of a competitive, mobile, highly professional teacher based on the correlation of the requirements of the “Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general and secondary education) (educator, teacher)” professional standard, (working functions) and Federal State Educational Standards of Higher Education in the direction 44.03.05 Pedagogical education (competence). The article presents the results of the conducted research in the context of students’ understanding of different courses (first, third and fifth) of the content of formed universal and general professional competencies; identifying the most significant universal competencies for the teacher; identifying fundamental professional skills, which are an invariant for educational activity; the selection of a set of professional skills necessary for a primary school teacher. The results of the study allow us to conclude that the compliance of competencies mastered by bachelors with the labor functions of the professional standard must be complete, reasonable and meaningful, so that they can be used effectively in training a competent graduate of a classical university - the future bachelor. The uniqueness of this article in relation to other related research topics is in the comparative analysis of the professional standard and Federal State Educational Standards of Higher Education. The results of the analysis are presented in the form of a table of compliance of the mastered competencies with labor functions and are proved by the results of a survey of future bachelors.
Список литературы
-
Глоссарий по вопросам аттестации руководящих кадров образовательных организаций года. URL: https://mcrkpo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=14496/ (дата обращения: 5.10.2018)
-
Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. № 8(87). С. 3-15
-
Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 5.10.2018)
-
Мезинов В.Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета: дис. ... докт. пед. наук. Елец, 2009
-
Пискунова К.Е., Ерохина Л.Ю. Общепрофессиональные компетенции сквозь призму профессионального стандарта // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN417.pdf (дата обращения: 5.10.2018)
-
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70535556/paragraph/1073743701:2 (дата обращения: 5.10.2018)
-
Рахуба Л.Ф. Акме-подход и его целесообразность в изучении понятия «конкурентоспособный специалист» // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 4(106). С. 85-89
-
Трудовой кодекс РФ. URL: http://base.garant.ru/12125268/31/#block_1031(дата обращения: 5.10.2018)
-
ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 г., № 125). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 5.10.2018)