Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №44 (4) (2018)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2018-44-4-105-113
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
В данной статье рассматриваются особенности развития мотивации достижения успеха у будущих журналистов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Мотивация достижения успеха представляется как процесс действия определенных мотивов и как механизм, отвечающий за побуждение и разноплановую активную деятельность субъекта по достижению поставленной цели, реализация которой непременно приведет его к успеху через социальное одобрение, самоопределение и самореализацию. В ходе исследования выявлялся уровень мотивации достижения у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика», на основании изучения ценностных ориентаций студентов и ведущих мотивов профессиональной деятельности. Установлено, что будущие журналисты приоритет отдают материальным ценностям, творческой самореализации и профессиональным ценностям, в то время как гуманистические и социальные ценности окончательно не сформированы. Большое значение для респондентов имеют мотивы профессионального мастерства и самоутверждения. Для установления уровня мотивации достижения успеха у студентов применялся тест-опросник А. Мехрабиана. С помощью него проводилась диагностика двух специфически устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач. Выяснилось, что у 48 % испытуемых преобладает низкий уровень мотивации достижения успеха, т.е. они недостаточно мотивированы на конструктивную деятельность, не нацелены на успех. В то же время низкий уровень мотивации избегания неудач был диагностирован у 63 % респондентов, что означало, что их активность связана всего лишь с желанием избежать порицания, наказания и лишней траты энергии. В качестве одного из возможных способов развития мотивации достижения успеха у будущих журналистов была предложена технология case-study. Проанализированы возможности применения технологии, рассмотрены основные фазы работы над кейсом, возможные критерии оценивания работ и опыт сотрудничества преподавателя и студентов.
Ключевые слова
мотивационная сфера; мотивация достижения успеха; профессиональная подготовка журналистов; case-study; технология обучения; кейс; motivational sphere; achievement motivation; professional training of journalists; case-study; technology of education; case
THE DEVELOPMENT OF ACHIEVEMENT MOTIVATION IN FUTURE JOURNALISTS WHILE STUDYING AT A UNIVERSITY
This article considers the peculiarities of the development of the achievement motivation in future journalists during their professional training at an institute of higher education. The achievement motivation is presented as a process of certain motives action and as a mechanism responsible for the motivation and diverse activities of the subject to achieve the goal, the realization of which will certainly lead to success through social approval, self-determination and self-realization. The study revealed the level of achievement motivation in students enrolled in “Journalism”, based on the study of students’ value orientations and leading motives of their professional activities. It was established that future journalists give priority to material values, creative self-realization and professional values, while humanistic and social values are not completely formed. The motives of professional skills and self-affirmation are of great importance to the respondents. A. Mehrabian’s questionnaire was used to determine the level of achievement motivation in students. It was used to diagnose two specifically stable human motives: the motive of need for achievement and the motive of avoiding failure. 48 % of subjects turned out to have a low level of achievement motivation, i.e. they are not motivated enough for constructive activity, they are not aimed at success. At the same time, 63 % of respondents showed a low level of motivation of avoiding failures, which meant that their activity was associated only with the desire to avoid blame, punishment and waste of energy. The case-study technology was proposed as one of the possible ways to develop the achievement motivation in future journalists. The possibilities of using the technology, the main phases of work on the case, the possible criteria for evaluating works and the experience of cooperation between a teacher and students were analyzed.
Список литературы
-
Горновая В.А. Кейс-стади как метод подготовки пресс-релиза // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 12(394). Филологические науки. Вып. 103. С. 19-25
-
Конвергентное образование. Основа нового подхода // Учительская газета. Москва. № 06 от 7 февраля 2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/68696 (дата обращения: 25.02.2017)
-
Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007
-
Маслова Т.М. Мотивация достижения успеха как психологический ресурс личности // Постулат. № 10. 2017. С. 18-22
-
Пакулина С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 88. С. 23-32
-
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003
-
Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001
-
Хребина С.В., Зверева Р.Г. Психологические особенности развития мотивации достижения успеха у студентов // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 2. С. 446-450