Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №44 (4) (2018)
УДК 37.017.93
DOI 10.24888/2073-8439-2018-44-4-114-123
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
В науке установлено, что духовно-нравственные ценности человека представляют собой взаимосвязь духовности и нравственности. Анализ исследований по вопросам духовно-нравственных ценностей позволяет выделить их перечень и распределить их в соответствии с направленностью на самого себя и на других людей. Духовно-нравственные ценности обучающихся духовных образовательных организаций (православные гимназии, духовные семинарии, академии) могут представлять собой взаимосвязь профессиональной, религиозной и личностной составляющих, имеющих общее содержательное наполнение, но различную направленность. Профессиональная, религиозная составляющая направлена на заботу о духовно-нравственных ценностях других людей, а личностная направлена на самосовершенствование и саморазвитие собственных духовно-нравственных ценностей. Авторы статьи представили ориентировочный перечень духовно-нравственных ценностей будущих священнослужителей. В статье представлены результаты эксперимента по выявлению различий направленности духовно-нравственных ценностей обучающихся православных гимназий и общеобразовательных школ, в котором приняли участие 100 испытуемых. Для диагностики использовались такие методики, как методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича, В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной, диагностика изучения альтруизма и эгоизма (О.Ф. Потемкина). Проведенная диагностика позволила сравнить и выявить различия в направленности ценностных ориентаций у обучающихся православных гимназий и общеобразовательных школ. У обучающихся православных гимназий в отличие от обучающихся общеобразовательных школ большинство терминальных, инструментальных ценностей (счастье других, продуктивная жизнь, чуткость, ответственность) и ценностей, которые составляют смысл жизни (другой как ценность), имеют направленность на других людей, а также более выраженную ориентацию на альтруизм.
Ключевые слова
уховность; ценности; нравственность; духовно-нравственные ценности; религиозное образование; spirituality; values; morality; spiritual and moral values; religious education
PECULIARITIES OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF PUPILS OF ORTHODOX GYMNASIUMS AND SECONDARY SCHOOLS
In science it is known that spiritual and moral values of a person represent interrelation of spirituality and morality. The analysis of works on spiritual and moral values allows us to highlight their list and arrange them in accordance with the focus on yourself and other people. Spiritual and moral values of pupils of spiritual educational organizations (Orthodox gymnasiums, theological seminaries, academies) can represent a relationship of professional, religious and personal components that have a common content, but different orientation. Professional, religious component is aimed at taking care of the spiritual and moral values of other people, and the personal component is aimed at self-improvement and self-development of one’s own spiritual and moral values. The authors of the article presented an approximate list of spiritual and moral values of future clergymen. The article presents the results of an experiment which purpose was to identify differences in the orientation of spiritual and moral values of pupils of Orthodox gymnasiums and secondary schools. 100 subjects took part in it. Such techniques as the methodology of studying value orientations by M. Rokich, F.V. Sopov, L.V. Karpushina, the diagnostics of studying altruism and selfishness (O.F. Potemkina) were used for the diagnostics. The diagnostics made it possible to compare and identify differences in the orientation of values among pupils of Orthodox gymnasiums and secondary schools. In contrast to pupils of secondary schools, the majority of terminal, instrumental values (happiness of others, productive life, sensitiveness, responsibility) and values that make up the meaning of life (the other as a value) of Orthodox gymnasiums pupils have a focus on other people, as well as a more pronounced orientation towards altruism.
Список литературы
-
Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М.: Наука, 1995
-
Беляева В.А., Кухтин А.А. Духовно-нравственное воспитание личности в школе и вузе. Рязань, 2007
-
Дронова Т.А. Нравственно-психологическое здоровье педагога // Мир образования - образование в мире. 2009. № 2. С. 49-63
-
Кондратюк Т.А. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008
-
Михайлик Е.В. Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы: автореф. дис. … канд. псих. наук. Иркутск, 2006
-
Молчан Э.М. Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников: автореф. дис. …канд. пед. наук. Смоленск, 2008
-
Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990
-
Рыбников В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей студентов (на занятиях по физической культуре): дис. ... канд. пед. наук . Саратов, 2003
-
Хубиева З.А. Духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности: автореф. дис. … канд. философ. наук. Ставрополь, 2006
-
Шилина О.А. Воспитание духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у старшеклассников в процессе изучения географии в школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2010