Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №44 (4) (2018)
УДК 331.5.024.54(470.12)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-44-4-124-138
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ
Статья посвящена вопросу непрерывного образования взрослого населения, который является актуальным как для молодых специалистов, так и для опытных работников со стажем. Необходимость данного процесса обусловлена развитием информационных технологий, требующих от работников новых знаний и компетенций, умения быстро адаптироваться ко всем происходящим изменения. За последние двадцать лет беспрецедентное развитие всех областей науки сделало непрерывное образование необходимой составляющей успешной работы предприятия, оно также способствует более полной интеграции выпускников высших учебных заведений в рабочий процесс и обеспечивает карьерный рост. В статье приводятся примеры подобных программ в США, Германии и России; отражены результаты исследования, проведенного среди студентов факультетов физико-математических и естественных наук, заканчивающих обучение в высших учебных заведениях России, студентов Дрезденского технического университета, среди сотрудников компаний и работодателей об их отношении к программам непрерывного образования и возможного в них участия. Согласно результатам исследования, студенты достаточно высоко оценивают подобные программы, хотя по некоторым пунктам опроса имеются значимые расхождения во мнениях между студентами России и студентами, обучающимися в Германии. Исследования также выявили различия в мотивации к обучению среди студентов этих стран. В статье приводятся данные опроса, проведенного среди сотрудников и работодателей различных компаний, которые продемонстрировали интерес к участию в подобных программах, хотя формы и методы их организации и проведения могут отличаться. В статье также подчеркивается необходимость дальнейшего продвижения, развития программ непрерывного образования и создания определенных условий для их успешной реализации.
Ключевые слова
непрерывное образование; профессиональное обучение; стратегия обучения; практические навыки; результаты исследования; карьерный рост; lifelong learning; strategy of education; practical skills; survey findings; career growt
LIFELONG LEARNING OF ADULTS
The article deals with the issue of Adult Lifelong Learning, which is relevant for both young professionals and experienced employees. The need for this process is caused by IT rapid development that requires employees to adapt quickly to all changes, new knowledge and competences. Over the past twenty years, an unprecedented development of Science has made Lifelong Learning one of the essential parts of an enterprise success. It also contributes to university graduates’ more complete integration into working processes and ensures their career growth. The article gives an overview of the key factors that enable the promotion of Lifelong Learning programs in the USA, Germany and Russia, which provide all groups of the population of these countries, both young specialists and adult employees, with an opportunity to participate in them and improve their employability. The findings of a survey revealing the attitude of graduate students of the Faculties of Science in both Russian Universities and Dresden Technical University of Germany, employers and employees towards such programs and their possible participation in them are shown in the article. According to the findings of the survey, the majority of students in both countries highly appreciate such programs, though some significant differences in opinion on some of the survey points as well as differences in motivation to study between Russian and German students were also revealed. The article presents survey data on employees and employers’ interest in Lifelong Learning programs, though the forms and methods of organizing and implementing such programs may differ. The article also highlights the need for further advancement, development of such programs and the creation of certain conditions for their successful implementation.
Список литературы
-
Аскарова В.В. Работник без опыта: плюсы и минусы // НR портал. Сообщество и публикации, 2012. URL: https://www.hr-portal.ru/article/rabotnic-bez-opyta-plyusy-i-minusy (дата обращения: 16.08.18)
-
Бондаренко Н.Б. Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. (Мониторинг экономики образования; № 5(104))
-
Дворяткина С.Н. Интеграция фрактальных и нейросетевых технологий в педагогическом контроле и оценке знаний обучаемых // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 4. C. 451-465. DOI: 10.22363/2313-1683-2017-14-4-451-465
-
Денисенко В.Н., Ефремова Л.И., Ткач Г.Ф. Об оценке российскими вузами проблем и перспектив повышения их конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 2. C. 96-109
-
Добровольная сертификация персонала // Помощник предпринимателя в сфере стандартизации и сертификации. URL: http://www.pompred.ru/sert_person.php (дата обращения: 14.08.17)
-
Калугина Т.Г. Новый ресурс качества, или Зачем нужна сертификация квалификаций? // Аккредитация в образовании. 2013. № 2. С. 86-87
-
Кананыкина Е.С. Стандарты качества американского профессионального образования // NB: проблемы общества и политики. 2013. № 5. С. 88-124. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.5.527
-
Концепция - 2020: развитие образования // Мой профсоюз. 2008. № 25, 17 июня
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. 2008. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 20.10.2018)
-
Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года // Союз руководителей и подразделений дополнительного образования и работодателей. URL: www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 13.08.18)
-
Мукин Г. Education 3.0 Changes landscape of training // The Moscow Times. 2013. URL: https://www.themocowtimes.com/.../education-30-changes-landscape (дата обращения: 14.08.18)
-
Опарин Р.В. Теоретические предпосылки построения концепции непрерывного экологического образования и ее технологическое обеспечение // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 3. C. 74-78
-
Плугина М.И. Детерминанты профессионального становления преподавателя высшей школы в современных социокультурных условиях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 1. C. 96-104
-
Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. C. 350-363. DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03072016-n-238-fz-o/ (дата обращения: 21.11.18)
-
Федотова О.В. Стратегия развития непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 4. C. 58-63
-
Bosworth B. Lifelong learning: New strategies for the education of Working Adults // Center for American Progress. 2007. URL: https://www.americanprogress.org/issues/economy/reports/2007/12/07/3770/lifelong-learning-new-strategies-for-the-education-of-working-adults/ (дата обращения: 13.08.17)