Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

    Аннотации статей.

    Беляева Е.М., Гасанова О.М.. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Статья посвящена изучению особенностей социального интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста, в частности выявлению корреляционной связи между уровнем развития компонентов социального интеллекта и общим уровнем развития креативности. Существует необходимость описания особенностей связи между креативностью и социальным интеллектом, так как это может объяснить причину сложной адаптивности креативной личности в социуме, а также выявить особенности самой креативной личности. Работа содержит постановку проблемы, описание методик исследования, анализ эмпирических данных. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 4 г. Ельца. В эксперименте принимали участие воспитанники старшей и подготовительной групп. Всего было обследовано 40 детей, из них 21 девочка и 19 мальчиков. Многокомпонентность, интегративный характер социального интеллекта подчеркивают и В.Н. Куницына, Н.А. Кудрявцева, Д.В. Ушаков, А.И. Савенков. С целью диагностики социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста мы опирались на структуру социального интеллекта, предложенную А.И. Савенковым, в которой он выделяет когнитивный, эмоциональный и коммуникативно-организационный компоненты. В качестве диагностических методик были использованы: тест креативности Е. Торренса (адаптация Е. Туник), вопросник «Незаконченные истории», методика «Корректное использование эмоций при произнесении фразы в той или иной ситуации» (под редакцией Н.В. Микляевой) и методика «Рукавички» Г.А. Цукермана. Исследование призвано восполнить недостаток эмпирических данных в рамках изучения взаимосвязи креативности и социального интеллекта среди детей старшего дошкольного возраста.
    The article studies the features of social intelligence and creativity of preschool children, in particular - identifies the correlation between the level of development of the components of social intelligence and the overall level of development of creativity. There is a need to describe the features of the relationship between creativity and social intelligence, as this can explain the reason for the complex adaptability of the creative personality in society, as well as to identify the features of the most creative person. The work contains the problem statement, the description of research methods, the analysis of empirical data. The study was conducted at infant school № 4 of Yelets. Pupils of the senior and preparatory groups took part in the experiment. A total of 40 children were examined, including 21 girls and 19 boys. V.N. Kunitsyna, N.A. Kudryavtseva, D.V. Ushakov, A.I. Savenkov emphasize the multicomponent and integrative nature of social intelligence.. In order to diagnose social intelligence of preschool children, we relied on the structure of social intelligence proposed by A. I. Savenkov, in which he identifies cognitive, emotional and communicative-organizational components. The following diagnostic techniques were used: E. Torrence’s creativity test (adaptated by E. Tunic), «Unfinished stories» questionnaire, the technique of «Corrective use of emotions when uttering a phrase in a given situation» (edited by N.I. Miklyaeva) and G. A. Zuckerman’s method of «Gloves». The study aims at filling the lack of empirical data in the study of the relationship of creativity and social intelligence among preschool children.

    Вилкова И.А.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «Я»-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

    Проблема успешности обучения, всегда интересовавшая ученых различных школ и направлений, приобретает сегодня особое звучание. Современный специалист должен обладать не только общими и профессиональными компетенциями, но и быть личностью, наделенной определенным набором качеств, позволяющих ему ориентироваться в постоянно изменяющемся мире. Таким образом, в современном обществе успешность человека в обучении может быть гарантом его успешности в выбранной профессии, а также определять уровень его качества жизни в целом. Материалы, представленные в статье, посвящены изучению особенностей компонентов «Я»-концепции неуспевающих в обучении подростков. В проведении исследования приняли участие 103 человека: 52 подростка (26 мальчиков и 26 девочек), неуспевающих в обучении, в том числе имеющих признаки отклонений в поведении (экспериментальная группа) и 51 человек (26 мальчиков и 25 девочек), составивших контрольную группу из обучающихся, успешно осваивающих учебную программу. Использовались следующие методы сбора эмпирических данных: наблюдение, беседа, экспертная оценка и психодиагностический метод. В качестве психодиагностического инструмента были выбраны следующие методики: «Опросник самоотношения (ОСО)» (В.В. Столин и С.Р. Пантелеев), который в большей степени раскрывает когнитивную составляющую «Я»-концепции - образ «Я»; проективная методика «Незаконченные предложения» (Сакс и Леви), с помощью которой было возможно оценить межличностные отношения и определить потенциально-поведенческую составляющую «Я»-концепции. Полученные эмпирические данные были подвергнуты математико-статистической обработке, что позволило определить статистически достоверные различия, которые измерялись с помощью t-критерия Стьюдента (различия между выборками признавались значимыми при уровне р≤0,05; для описания распределения применялась дескриптивная статистика), и обнаружить ряд закономерностей, позволяющих сделать определенные выводы в первую очередь о том, что особенности развития составных частей «Я»-концепции в значительной степени обусловливают успешность обучения.
    The problem of learning success, which has always interested scholars of various schools and directions, is acquiring a special meaning today. A modern specialist should possess not only general and professional competencies, but also be a person endowed with a certain set of qualities that allow him to navigate in a constantly changing world. Thus, in modern society, the success of a person in learning can be a guarantee of their success in the chosen profession, as well as determine the level of their quality of life in general. The materials presented in the article are devoted to the study of the features of the components of “I”-concept of teenaers who are not succeeding in studying. 103 people took part in the study: 52 teenagers (26 boys and 26 girls) who are not successful in studying, including those with signs of behavioral abnormalities (experimental group) and 51 people (26 boys and 25 girls) who made up the control group of students successfully mastering the curriculum. The following empirical data collection methods were used: the observation, the conversation, the expert evaluation, and the psychodiagnostic method. The following methods were chosen as a psychodiagnostic tool: the Self-Relationship Questionnaire (CCA) (V.V. Stolin and S.R. Panteleyev), which to a greater extent reveals the cognitive component of “I”-concept -“I” image; the projective technique “Unfinished sentences” (Sachs and Levy), with the help of which it was possible to evaluate interpersonal relations and determine the potentially-behavioral component of “I”-concept. The obtained empirical data were subjected to mathematical-statistical processing, which allowed us to determine statistically significant differences, which were measured using Student's t-criterion (differences between samples were recognized as significant at the level of p≤0.05; descriptive statistics were used to describe the distribution) , allowing us to draw certain conclusions, and, first of all, that the features of the development of the constituent parts of “I” concept largely determine the success of studying.

    Гладышев Ю.В.. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ У БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ

    В статье представлены результаты исследования мотивационного профиля личности и степень выраженности психологических защит у студенток Новосибирского государственного университета экономики и управления (НИНХ). Теоретическая основа статьи опирается на взгляды З. Фрейда и Х. Хекхаузена. Методы исследования: эмпирические (тестирование); математические (статистическая обработка данных). Для решения поставленных задач, в частности, для оценки мотивационного профиля девушек, использовался опросник «Мотивационный профиль личности» В.Э. Мильмана, а для исследования психологических защит - опросник Плучека-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля». Психологическая защита - система реагирования личности на какие-то угрожающие ситуации, используемые человеком на бессознательном уровне. Анализ психологических защит у студенток показал, что первых три места занимают такие защиты, как «проекция», «рационализация» и «регрессия», т.е., наряду со зрелой психологической защитой в виде «рационализации», студентки используют и онтогенетически ранние механизмы психологической защиты. Согласно взглядам Х. Хекхаузена, мотивы непосредственно выявить и формализовать невозможно. Это лишь виртуальные понятия, которые помогают пониманию «вспомогательных конструкт» человеческого мышления. При изучении типов мотивационного профиля было выявлено, что для студенток в целом типичен «общежитейский» мотивационный профиль. Значительное место занимает и мотив общения, данный факт достаточно просто объясним, так как общение является главной ценностью для большинства девушек. Такой мотивационный профиль характерен для индивидуумов, ориентированных на социальную активность. Вместе с тем почти у одной трети студенток уровень комфортного жизнеобеспечения превышает производительные (развивающие) мотивы.
    The article presents the results of the study of the motivational profile of the individual and the degree of psychological protection of students of Novosibirsk State University of Economics and Management (NINH). Theoretical basis for article is the views of S. Freud and H. Heckhausen. The research methods are empirical (testing), mathematical (statistical data processing). To solve the tasks, in particular, to assess the motivational profile of girls, V. E. Milman’s “Motivational profile of personality”questionnaire was used, and for the study of psychological defenses - Pluchek-Kellerman-Conte’s questionnaire of “Life Style Index”. Psychological protection is a system of personal response to some threatening situations used by a person on an unconscious level. The analysis of psychological protection of students showed that the first three places are occupied by such protection as: “projection”, “rationalization” and “regression”, i.e. along with Mature psychological protection in the form of “rationalization”, students use the earliest mechanisms of psychological protection. According to H. Hekhauzen’s views it is impossible to directly identify and formalize motives. This is only a virtual concept, which helps understand “auxiliary construct” of human thinking. When studying the types of motivational profile, it was revealed that for students in general, a “dormitory” motivational profile is typical. A significant place is occupied by the motive of communication, this fact is quite simple to explain, since communication is the main value for most girls. In general, this motivational profile is typical for individuals focused on social activity. At the same time, almost one third of students have a level of comfortable life support that exceeds productive (developing) motives.

    Добрин А.В., Лопухин А.М.. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРОЯТНОСТНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Особенностью современной парадигмы образования является усиление гуманистического контекста с повышением роли субъектности. Актуализация субъектности в познавательном процессе смещает педагогический фокус на процессы самосовершенствования, саморазвития, самореализации личности, воспитание таких качеств, как способность взять на себя ответственность, креативность, рефлексивность. В этой связи возникает проблема разработки эффективных стратегий для саморазвития личности, поиска инновационных путей, методов и средств активизации мыслительной деятельности обучаемых в целом и развития такого стиля мышления, в основе которого лежат суждения о вероятности ожидаемых событий. Это объясняется тем, что перед современным человеком все чаще возникают многовариантные ситуации, имеющие вероятностный характер и в которых необходимо умение принимать решение в ситуациях неопределенности. В психологической науке данный стиль носит название вероятностного стиля мышления (ВСМ). ВСМ позволяет принимать адекватные решения в таких условиях, когда информации мало и она ограничена во времени и пространстве, а сам процесс принятия решения основывается на знании природы и особенностей протекания внутренних и внешних случайных процессов. Поэтому целью настоящего исследования стало изучение теоретических основ формирования и развития ВСМ посредством психологического и историко-педагогического компаративного анализа, обобщения научного опыта, выявления исторических и современных мировых тенденций. В статье приводится анализ исследований в области мышления, который показал, что в психологии мышление рассматривается и как психический процесс, и как познавательная деятельность. В то же время современные психологические исследования мышления показывают, что оно носит большей частью вероятностный характер, который базируется на механизме принятия решения в условиях проблемной ситуации, основной характеристикой которой является неопределенность, а в основе самого мышления лежат суждения о вероятности ожидаемых событий. Приводятся результаты исследования современных стилей мышления, а также ВСМ в отечественной и зарубежной литературе. В понятие ВСМ и российские, и западные ученые включают практически одни и те же признаки: гибкость, критичность, прогностичность, адаптивность, синергетичность. Уточнена сущность понятий «вероятностный стиль мышления», «развитие вероятностного стиля мышления». Показано, что ВСМ позволяет осуществлять оценку вероятности представлений, созданных на основе логики и интуиции, что дает возможность принимать оптимальное решение в ситуации неопределенности. Перспективным признается развитие учения о ВСМ через раскрытие его видов в процессе математического образования. Именно математическое образование способствует взаимодействию, взаимовлиянию, взаимообогащению различных областей знания, объединяет разные способы познания действительности, развивает логику и интуицию. В рамках математического образования наиболее четко наблюдается переход от концепции строгого классического детерминизма к более широким представлениям детерминизма статистического, который в настоящее время определяет научное познание и составляет содержание ВСМ.
    The peculiarity of the modern paradigm of education is the strengthening of the humanistic context with the increasing role of subjectivity. The importance of subjectivity in the cognitive process shifts the pedagogical focus to the processes of self-improvement, self-development, self-realization of personality, upbringing such qualities as the ability to take responsibility, creativity, reflexivity. This raises the problem of the development of effective strategies for self-development of the individual, finding innovative ways, methods and means of enhancing the mental activity of trainees as a whole and developing a style of thinking based on judgments about the probability of expected events. This is due to the fact that the modern person is increasingly faced with multivariate situations that have probabilistic nature and which require the ability to make decisions in situations of uncertainty. In psychological science this style is called probabilistic. Probabilistic thinking allows one to make adequate decisions in such conditions when there is not enough information and it is limited in time and space, and the decision-making process is based on knowledge of the nature and features of the course of internal and external random processes. Therefore, the purpose of this study was to consider theoretical foundations of the formation and development of probabilistic thinking through psychological, historical and pedagogical comparative analysis, generalization of scientific experience, identification of historical and modern world trends. The article provides an analysis of research in the field of thinking, which showed that in psychology thinking is considered as a mental process, and as a cognitive activity. At the same time, modern psychological studies of thinking show that it is mostly probabilistic in nature, which is based on the mechanism of decision-making in a problem situation, the main characteristic of which is uncertainty, and at the heart of thinking are judgments about the probability of expected events. The results of the study of modern styles of thinking, as well as probabilistic thinking in domestic and foreign literature are presented. In the concept of probabilistic thinking, both Russian and foreign scientists include almost the same signs: flexibility, criticality, predictability, adaptability, synergy. The essence of concepts “probabilistic thinking”, “the development of probabilistic thinking” is specified. It is shown that probabilistic thinking allows one to estimate the probability of representations created on the basis of logic and intuition, which makes it possible to make the optimal decision in a situation of uncertainty. The development of the doctrine of probabilistic thinking through the disclosure of its types in the process of mathematical education is considered promising. It is mathematical education that promotes interaction, mutual influence, mutual enrichment of various fields of knowledge, combines different ways of knowing reality, develops logic and intuition. Within the framework of mathematical education, the transition from the concept of strict classical determinism to broader concepts of statistical determinism is most clearly observed, which currently determines scientific knowledge and makes up the content of the probabilistic thinking.

    Николаева Е.И., Вергунов Е.Г.. СПЕЦИФИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО И АВТОНОМНОГО КОМПОНЕНТОВ ТОРМОЗНОГО КОНТРОЛЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    В работе сделана попытка оценить взаимосвязь центрального и автономного компонентов тормозного контроля у дошкольников. В исследовании приняли участие 30 детей 7-8 лет (средний возраст 7,4 ± 0,6 лет), учащиеся первого класса. Все дети сначала участвовали в выполнении простой и сложной сенсомоторных реакций, а затем у них записывали кардиоритм в двух ситуациях: когда они припоминали положительно и отрицательно окрашенные эмоциональные события. Регистрация и математический анализ сердечного ритма производились с помощью аппаратно-программного комплекса Nerve-Express (Intellewave Inc., Valley Stream, NY, USA), предназначенного для математического анализа коротких участков кардиритмограмм (192 R-R интервала, что важно при отслеживании динамики психологического состояния и функционального статуса автономной нервной системы), но при этом сама запись допускает суточный мониторинг. Из многочисленных параметров математического анализа сердечного ритма в эмоциональных состояниях был взят стандартный показатель спектрального анализа - соотношение HF/LF, где HF (High Frequency) - показатель, отражающий активацию парасимпатической нервной системы (вагусная активность), а LF (Low Frequency) - показатель, отражающий активацию симпатической нервной системы. Данные свидетельствуют о том, что у детей 7-8 лет больший диапазон реагирования парасимпатической нервной системы обнаружен при воспоминании о позитивных событиях по сравнению с воспоминаниями негативных событиях. Наименьшее число ошибок, отражающих работу механизма торможения, отмечается у тех детей, которые реагируют интенсивной парасимпатической реакций на положительные воспоминания и выраженной симпатической реакцией при воспоминании о негативно окрашенных событиях. Следовательно, качество когнитивных процессов в младшем школьном возрасте определяется зрелостью симпатического и парасимпатического звеньев автономной нервной системы.
    In the paper an attempt was made to assess the relationship of the central and autonomic components of inhibitory control in preschoolers. The study involved 30 7-8 year old children (mean age 7.4 ± 0.6 years), pupils of the first grade. All children, at first, participated in simple and complex sensorimotor reactions, and then their cardio rhythm was recorded in two situations: when they remembered positive and negative emotional events. The registration and mathematical analysis of the heart rate were performed using Nerve-Express (Intellewave Inc., Valley Stream, NY, USA) hardware and software complex, designed for the mathematical analysis of short records of cardiorhythmograms (192 R-R intervals, which are important when tracking the dynamics of the psychological state and functional status of the autonomous nervous system), but the record itself allows daily monitoring. From numerous parameters of the mathematical analysis of the heart rate in emotional states ratio HF / LF was taken as a standard indicator of spectral analysis where HF (High Frequency) - an indicator that reflects the activation of the parasympathetic nervous system (vagus activity), and LF (Low Frequency) - an indicator that reflects the activation of the sympathetic nervous system. The data indicate that in 7-8 year old children a greater range of response of the parasympathetic nervous system was found recollecting positive events compared with the recollection of negative events. The smallest number of errors reflecting the inhibitory mechanism is observed in those children who react with intense parasympathetic reactions to positive memories and expressed sympathetic reaction when recollecting negative events. Consequently, the quality of cognitive processes in primary school age is determined by the maturity of the sympathetic and parasympathetic links of the autonomic nervous system.

    Окунева С.Е., Пронина А.Н., Яковлева И.В.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОМУ ВОСПРИЯТИЮ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ

    Актуальность проблемы развития фонематического восприятия в науке и практике связана с необходимостью повышения грамотности, успешности овладения чтением и письмом детей дошкольного возраста. Описаны подходы различных исследователей к содержанию определения «фонематическое восприятие», теоретические аспекты его развития в онтогенезе, анализ традиционных методов и приемов развития фонематического восприятия дошкольников. Установлено, что фонематическое восприятие представляет собой способность осуществлять анализ и синтез звуковой структуры слова, которые должны быть сформированы у детей к концу дошкольного возраста. Вместе с тем у детей дошкольного возраста возникают нарушения фонематического восприятия. В ходе диагностики выявлены следующие трудности и проблемы фонематического восприятия у детей 6-го года жизни: неумение назвать порядок расположения звуков в словах, фразах, неспособность определить количество звуков и их последовательность, дифференциацию парных согласных звуков. Предложено повышение эффективности педагогической работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста различных аспектов фонематического восприятия за счет применения интеграции задач, форм и методов данного направления с музыкальным и познавательным развитием. Описаны варианты интеграции задач, методов, форм работы по развитию фонематического восприятия в процессе музыкального и познавательного развития. Предложены примеры музыкальные упражнения (пропевание звуков, слогов), направленные на формирование у детей знаний о согласных и гласных звуках, открытых и закрытых слогах. Представлен вариант развития фонематического восприятия в ходе познавательно-экспериментальной деятельности детей, описаны упражнения на определение количества звуков и слогов, которые можно применять при обучении детей счету. Автор предлагает также различные виды предметно-схематических моделей звуков, которые могут использоваться в работе по формированию фонематического анализа слова.
    The importance of the problem of the development of phonemic perception in science and practice is associated with the need to improve preschool age children’s literacy, success in mastering speech and writing. Approaches of various studies to the definition of “phonemic perception”, theoretical aspects of its development in ontogenesis, the analysis of methods and techniques for the development of phonemic perception of preschoolers are described. It is established that phonemic perception is the ability to analyze and synthesize sound string words that should be formed in children before the end of preschool age. At the same time, children of preschool age have phonemic perception disturbance. The diagnosis reveals the following difficulties and problems of phonemic perception in 6 year old children: inability to determine the order of sounds in words, phrases, inability to determine the number of sounds and their sequence, differentiation of paired consonants. It is proposed to increase the effectiveness of pedagogical work on the development of various aspects of phonemic perception using the integration of various tasks, forms and methods of this direction with musical and learning development. The variants of the integration of tasks, methods, forms of work on the development of phonemic perception in the process of musical and learning development are described. Examples of musical exercises (chanting of sounds, syllables) aimed at the development of knowledge about consonants and vowels, open and closed syllables in children are proposed. A variant of the development of phonemic perception in the course of cognitive and experimental activity of children, the use of exercises to determine the number of sounds and syllables that can be used in teaching children to count are proposed. The author also offers various types of subject-schematic models of sound signals that can be used in the work on the formation of phonemic analysis of a word.

    Петровская М.В., Семоненко Ю.Ф., Столяров А.В., Дерепаско И.В.. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

    Статья посвящена некоторым актуальным аспектам организации психологической подготовки курсантов военных вузов. В последние годы актуальность психологической подготовки военнослужащих неизменно возрастает, а психологическая готовность и психологическая устойчивость рассматриваются как основа военного профессионализма. Это объясняется тем фактом, что, несмотря на разработки новейшего мощного оружия, психическое состояние военнослужащего по-прежнему остается доминирующим фактором в процессе принятия решений, способным существенно повлиять на эффективность выполнения поставленной задачи. Психологическая подготовка курсантов военных вузов рассматривается как система целенаправленных воздействий, имеющих целью формирование и закрепление у будущих офицеров психологической готовности и устойчивости преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях. Исследования показывают недостаточный уровень сформированности у курсантов таких личностных свойств и качеств, как: профессионально-психологическая ориентированность личности; психическая устойчивость; волевые и коммуникативные качества; способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении различного рода задач; ролевые умения, способность к перевоплощению; профессиональная наблюдательность и внимательность, память, воображение, мышление, быстрота реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке и т.п. С организационной точки зрения авторами отмечаются значительные терминологические разногласия в интерпретации понятия «психологическая подготовка», что также затрудняет понимание векторов развития профессионально важных психологических качеств у курсантов военных вузов. Среди одного из путей оптимизации психологической подготовки в военном вузе в статье рассматривается психологическое просвещение как систематическое и организованное распространение среди личного состава психологической информации.
    The article considers some important aspects of the organization of psychological training of cadets. In recent years, the relevance of psychological training of military personnel has steadily increased, and psychological readiness and psychological stability are considered as the basis of military professionalism. This is explained by the fact that mental condition of a soldier is still the dominant factor in the decision-making process that can significantly affect the effectiveness of the task in spite of the development of new powerful weapons. Psychological training of military personnel is considered as an impact system that will form psychological readiness and psychological stability due to self-improvement of personal qualities, development of professionally important qualities and gaining experience of successful actions in simulated extreme situations. The researches show an insufficient level of the formation of such personal qualities as professional psychological orientation, psychological stability, volitional and communicative qualities, and ability to influence people psychologically when it is necessary to do some tasks, professional observation and attentiveness, memory skills, imagination, thinking, responsiveness, ability to orientate oneself in difficult situations. From the organizational point of view the authors note significant terminological disagreements in the interpretation of the concept of «psychological training». This fact makes it difficult to understand the development direction of professionally important psychological qualities among cadets of military universities. The one way of psychological training optimization is psychological enlightenment. It is considered in the article as a systematic and organized dissemination of psychological information among personnel.

    Буланкина Н.Е., Брэчер С., Умбрашко К.Б.. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

    В статье предпринята попытка представить результаты исследования возможностей гуманитарного образования для воспитания патриота своей страны, ответственного за слово и дело гражданина, способного не только реализовать себя в профессии, но и в процессе собственной жизнедеятельности. Актуальность данного микроисследования обусловлена необходимостью поиска педагогических средств противостояния негативным, нарастающим в мире кризисным явлениям (как то: сайентизм, клонирование, тотальный контроль над психикой, потеря нравственных ориентиров человека в поликультурном мире и т.д.). Целью данной статьи является описание некоторых результатов культурного самоопределения учителя в период обсуждения и реализации предметных концепций языкового/иноязычного и исторического развития обучающихся в системе дополнительного профессионального образования, а также предпринимаемых организационных мер взаимодействия на региональном уровне в формате национального проекта «Учитель будущего». Результаты проведенного исследования позволяют авторам сделать выводы о признании эволюционных процессов в отечественном образовании в качестве реалии настоящего момента. Эти процессы касаются, прежде всего, создания системных организационно-педагогических условий для эффективной реализации инновационной деятельности педагога, решения вопросов его профессионализма, мастерства и новаторства в области формирования целостного образовательного пространства, в основе которого оптимизация интеграционных процессов, а также актуализация принципов разумного гуманизма. Данное исследование особенно значимо для обогащения информации относительно результатов обсуждения предметных концепций гуманитарного блока, которые находятся под пристальным вниманием и государственных органов, и образовательных организаций региона, и в системе курсового повышения квалификации педагога.
    The paper introduces the research findings on some topical issues of modern educational system, in the conditions of the permanent crisis of the poly-cultural space as a whole. The aim of the article is to present some of the results of the authors’ longitudinal research of cultural self-determination of an educator in the sphere of expertise activities, i.e. how to understand and realize the requirements of some of the new state educational documents. The results of the study concern the methodology based on concepts of teaching knowledge of the Humanities (Philology/Linguistics, Historical Sciences) in the value aspects. The arguments are given in defending the concept of the case, when we want to educate not only professionals/specialists, but also patriots, and responsive citizens of our country, who know their history, language/s, traditions and basic values for the sake of self-determination, in the sphere of updated educational values. It is a must for both state educational authorities and teachers to propose transparent means for developing the above qualities of a student. The paper is significant for broadening the knowledge on the subjects’ Concepts of the Humanities, which are still under discussion in the teachers’ community, and can be of use for predicting regional and social phenomena concerning modern educational values of the youth.

    Аитов В.Ф., Чжоу Нан, Туржанова Г.Н.. ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО МНОГОЯЗЫЧИЯ И ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ

    В статье рассматриваются вопросы обучения грамматической стороне речи. Авторы делают попытку найти общие закономерности в обучении грамматическим средствам речевого общения независимо от изучаемого языка. В каждом языке, который подлежит усвоению, есть грамматические явления, которые вызывают особые затруднения при усвоении обучающимися. Эти трудности связаны с особенностями языковых систем, которые вызваны неповторимостью культурных традиций, своеобразием национального восприятия мира и рядом других причин. В свою очередь, эти трудности в результате интерференции являются причиной многих языковых и, следовательно, речевых ошибок при формировании и формулировании мысли на иностранных языках в процессе решения речевых задач. Это особенно важно при развитии речевых умений в условиях естественного многоязычия и поликультурности. Поэтому в качестве примера исследуемых языков были взяты английский и китайский языки, принадлежащие к разным языковым группам. С одной стороны, английский язык по-прежнему остается самым распространенным среди всех германских изучаемых языков. С другой стороны, китайский язык, как одна из двух ветвей сино-тибетской семьи языков, является наиболее распространенным современным языком с общим числом говорящих более 1,3 млрд человек. Оба этих языка становятся все более популярными в таких многонациональных республиках, как Башкортостан и Казахстан. В качестве наиболее приемлемой технологии обучения грамматическим средствам общения авторы предлагают технологию, построенную на коммуникативных заданиях, в том числе и проблемно-проектных. Под проблемно-проектным заданием мы понимаем специально созданные задания, создающие проблемные ситуации, выполняя которые обучающиеся участвуют в творческой проектной деятельности, результатом которой становится реально оцениваемый осязаемый речевой или языковой продукт.
    The article deals with the issues of teaching the grammatical side of speech. The authors make an attempt to find common patterns in teaching grammatical means of communication, regardless of the language being studied. In each language, which is a subject of acquisition, there are grammatical phenomena that cause special difficulties while studying. These difficulties are associated with the peculiarities of linguistic systems, which are caused by the uniqueness of cultural traditions, the peculiarity of the national perception of the world and a number of other reasons. In turn, these difficulties as a result of interlanguage interference are the cause of many linguistic and, consequently, speech errors in the formation and formulation of thought in foreign languages in the process of solving speech problems. This is especially important when developing speech skills in the conditions of natural multilingualism and multiculturalism. Therefore, as an example of the studied languages, the English and Chinese languages belonging to different language groups are taken. On the one hand, English is still the most common among all Germanic languages being studied. On the other hand, Chinese, as one of the two branches of the Sino-Tibetan language family, is the most common modern language with a total number of over 1.3 billion speakers. Both of these languages are becoming increasingly popular in such multinational republics as Bashkortostan and Kazakhstan. As the most appropriate technology for teaching grammatical means of communication, a technology based on communicative tasks, including problem-design ones, is proposed. By problem-project assignment we understand specially constructed assignments that create problem situations, doing which students participate in creative design activities, the result of which becomes a really assesed tangible speech or language product.

    Лобова Л.Г.. ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

    В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты процессов восприятия музыки, разграничивается содержание понятий «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие». В контексте информационного подхода анализируются стадии восприятия музыки, роль установки-готовности и предслышания, структура интегральных перцептивных образов, особенности разделения воспринимаемой информации на фигуру и фон в исполнительском искусстве, константность как относительная независимость параметров объектов при изменении условий стимуляции, ее проявления в музыке, инвариантность музыкального образа и исторически сложившиеся структурные стереотипы различных уровней, взаимодействие образов различной модальности. Особое внимание уделяется проблемам целостности восприятия музыки, многоуровневости и системности музыкальных образов, движению от общего впечатления к более детальному постижению звукового пространства и переживанию его смысла. Умение выявлять смысловые связи и приоритеты, создавать ощущение разноплановости музыкальной ткани рассматривается как необходимое условие исполнительского мастерства студентов. Роль моторных механизмов определяется как материальное обеспечение перцептивных действий и кодирование результатов взаимодействия слухового и зрительного восприятия. Избыточность информации дает возможность направлять внимание на отдельные элементы музыкальной ткани без потери основного смысла, использовать различные средства музыкального языка для более яркой передачи значений. Рассматриваются проблемы избирательности внимания, его активизации с помощью приемов новизны или нарушения ожиданий, формирования общекультурного тезауруса на основе музыкального опыта. Подчеркивается значение контекстной информации, в частности, при наличии шумов и искажений или при недостаточной подготовленности слушательского восприятия, роль оценочной деятельности. Отмечается интегративный характер музыкального восприятия.
    The article deals with psychological and pedagogical aspects of the processes of perception of music, differentiates the content of the concepts of “perception of music” and “musical perception”. In the context of the information approach, the stages of music perception, the role of setting-readiness and auditory anticipation, the structure of integral perceptual images, the features of the separation of perceived information into the figure and background in the performing art, constancy as the relative independence of the parameters of objects when changing the conditions of stimulation, its manifestations in music, the invariance of the musical image and historically formed structural stereotypes of different levels, the interaction of images of different modalities are analyzed. Particular attention is paid to the problems of the integrity of music perception, multilevel and systematic musical images, the movement from the General impression to a more detailed understanding of the sound space and the experience of its meaning. The ability to identify semantic links and priorities, to create a sense of diversity of the musical texture is considered as a necessary condition for the performance of students. The role of motor mechanisms is defined as the material support of perceptual actions and coding of the results of the interaction of auditory and visual perception. The redundancy of information makes it possible to direct attention to the individual elements of the musical texture without losing the main sense, to use different media of the musical language for a more vivid transfer of meanings. The problems of selectivity of attention, its activation by means of methods of novelty or violation of expectations, the formation of general cultural thesaurus on the basis of musical experience are considered. The importance of contextual information is emphasized, in particular, in the presence of noise and distortion or with insufficient preparation of the listener's perception, the role of evaluation activities. The integrative character of musical perception is noted.

    Машина А.О., Мирончуковская В.В.. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ПРАВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

    В статье рассматриваются актуальные вопросы реформирования системы общего образования, обозначаются его проблемы. Отмечается важная роль учителя в процессе обучения и воспитания, его возможность и способность соответствовать реалиям времени. Исследуются наиболее существенные направления методологического приложения способностей педагогов и их эффективность в преподавании конкретных дисциплин на примере английского языка. Поднимается проблема формирования метапредметных результатов, достичь которых возможно, исключив существование строгих границ между различными предметами, преподаваемыми в рамках общего образования. Подчеркивается особая роль педагога в процессе осуществления трансдисциплинарного подхода на основе предоставленных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прав, свобод педагогических работников и гарантий их реализации. Отмечается важность правовой информированности педагогов о своих правах и способах их осуществления. Эта необходимость обосновывается не только возможностью защитить свои личные права, но и повышением социальной значимости и престижа профессии педагога. Также рассматриваются способы реализации академических прав педагогических работников в рамках существующих тенденций в сфере образования. Приводятся конкретные примеры использования различных методов и педагогических практик, рекомендации по организации взаимодействия педагогов и обучающихся. Предлагаются варианты предупреждения негативных последствий, вызванных правовой неграмотностью молодых педагогов.
    The article deals with topical issues of reforming the system of General education and highlights its main problems. It notes the important role of the teacher in the process of training and education, his abilities and skills to correspond to the conditions of the modern world. The author studies the most significant directions of methodological application of teachers' abilities and their effectiveness in teaching specific disciplines on the example of the English language. The article brings up the problem of the formation of metasubject results, which can be achieved by eliminating the existence of strict boundaries between different subjects taught in General education. It emphasizes the special role of the teacher in the process of the implementation of the transdisciplinary approach on the basis of the rights, freedoms of teachers and guarantees of their implementation provided by the Federal law “On education in the Russian Federation”. The author consideres the importance of legal awareness of teachers about their rights and ways of their implementation. It is necessary not only for providing the opportunity to protect personal rights, but also for increasing the social significance and prestige of the teaching profession. The article deals with the ways of the realization of academic rights of teachers within the existing trends in the field of education. There are certain examples of the usage of various methods and pedagogical practices, recommendations on the organization of interaction of teachers and students. The author offers variants of the prevention of negative consequences caused by legal illiteracy of young teachers.

    Карташова В.Н.. О ТЕРМИНОСИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: АЗИМОВ Э.Г., ЩУКИН А.Н. СОВРЕМЕННЫЙ СЛОВАРЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ. М.: РУССКИЙ ЯЗЫК. КУРСЫ, 2018)

    В статье представлена рецензия на «Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам». Выход в свет «Современного словаря методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам» стал результатом многолетней работы известных ученых в области методики преподавания русского языка как иностранного и иностранных языков Азимова Эльхана Гейдаровича и Щукина Анатолия Николаевича. Важным аспектом учебной деятельности студентов - будущих учителей иностранного языка - является овладение теоретическими и практическими понятиями современной методики обучения иностранным языкам. Как показывает опыт, зачастую их незнание может вызвать коммуникативные неудачи в профессиональном общении, поскольку культура речевого общения связана с точностью и грамотностью употребления учителем профессиональных терминов. Для современной лингводидактики вопрос создания словарей методической терминологии не нов. Автор рецензии обращается к истории вопроса, связанного с проблемой систематизации методической терминологии, приводит краткий анализ изданных в России словарей в области теории и методики обучения иностранным языкам. В рецензии определены теоретико-практическая значимость и научная новизна нового издания «Современного словаря методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам». На основе анализа современной ситуации в области иноязычного образования автором дается оценка новому изданию словаря, объясняются причины, обусловившие его переиздание. Автором высоко оцениваются достоинства в содержании словаря, прежде всего, его хорошая организация и структура. Словарь снабжен алфавитным, тематическим и предметным указателями терминологии. В рецензии приведены также дискуссионные моменты, касающиеся отдельных терминов.
    The article presents a review of “The modern dictionary of methodological terms and concepts. Theory and practice of language teaching”. The publication of “The modern dictionary of methodological terms and concepts. Theory and practice of language teaching” was the result of many years of work of famous scientists Asimov Elkhan Geydarovich and Shchukin Anatoly Nikolaevich in the field of methods of teaching Russian as a foreign language and foreign languages. An important aspect of the educational activity of students - future teachers - is the mastery of theoretical and practical concepts of modern methods of teaching foreign languages. As experience shows, often their ignorance can cause communicative failures in professional communication, since the culture of speech communication is associated with the accuracy and literacy of the teacher's use of professional terms. For modern linguodidactics the question of creating dictionaries of methodological terminology is not new. The author of the review refers to the history of the issue related to the problem of systematization of methodological terminology. The review defines the theoretical and practical significance and scientific novelty of the new edition of “The modern dictionary of methodological terms and concepts. Theory and practice of language teaching”. Based on the analysis of the current situation in the field of foreign language education, the author assesses the new edition of the Dictionary, presents the characteristics of the structure and the organization of the Dictionary, the reasons for its reissue, lists the advantages in the content of the Dictionary, highlights points for discussion.
Наверх