Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (46) (2019)
УДК 159.922.736.3
DOI 10.24888/2073-8439-2019-46-2-6-12
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена изучению особенностей социального интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста, в частности выявлению корреляционной связи между уровнем развития компонентов социального интеллекта и общим уровнем развития креативности. Существует необходимость описания особенностей связи между креативностью и социальным интеллектом, так как это может объяснить причину сложной адаптивности креативной личности в социуме, а также выявить особенности самой креативной личности. Работа содержит постановку проблемы, описание методик исследования, анализ эмпирических данных. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 4 г. Ельца. В эксперименте принимали участие воспитанники старшей и подготовительной групп. Всего было обследовано 40 детей, из них 21 девочка и 19 мальчиков. Многокомпонентность, интегративный характер социального интеллекта подчеркивают и В.Н. Куницына, Н.А. Кудрявцева, Д.В. Ушаков, А.И. Савенков. С целью диагностики социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста мы опирались на структуру социального интеллекта, предложенную А.И. Савенковым, в которой он выделяет когнитивный, эмоциональный и коммуникативно-организационный компоненты. В качестве диагностических методик были использованы: тест креативности Е. Торренса (адаптация Е. Туник), вопросник «Незаконченные истории», методика «Корректное использование эмоций при произнесении фразы в той или иной ситуации» (под редакцией Н.В. Микляевой) и методика «Рукавички» Г.А. Цукермана. Исследование призвано восполнить недостаток эмпирических данных в рамках изучения взаимосвязи креативности и социального интеллекта среди детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова
социальный интеллект; креативность; дети старшего дошкольного возраста; дети 5-7 лет; social intelligence; creativity; children of preschool age; 5-7 year old children
THE STUDY OF PECULIARITIES OF INTERRELATION OF SOCIAL INTELLIGENCE AND CREATIVITY OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN
The article studies the features of social intelligence and creativity of preschool children, in particular - identifies the correlation between the level of development of the components of social intelligence and the overall level of development of creativity. There is a need to describe the features of the relationship between creativity and social intelligence, as this can explain the reason for the complex adaptability of the creative personality in society, as well as to identify the features of the most creative person. The work contains the problem statement, the description of research methods, the analysis of empirical data. The study was conducted at infant school № 4 of Yelets. Pupils of the senior and preparatory groups took part in the experiment. A total of 40 children were examined, including 21 girls and 19 boys. V.N. Kunitsyna, N.A. Kudryavtseva, D.V. Ushakov, A.I. Savenkov emphasize the multicomponent and integrative nature of social intelligence.. In order to diagnose social intelligence of preschool children, we relied on the structure of social intelligence proposed by A. I. Savenkov, in which he identifies cognitive, emotional and communicative-organizational components. The following diagnostic techniques were used: E. Torrence’s creativity test (adaptated by E. Tunic), «Unfinished stories» questionnaire, the technique of «Corrective use of emotions when uttering a phrase in a given situation» (edited by N.I. Miklyaeva) and G. A. Zuckerman’s method of «Gloves». The study aims at filling the lack of empirical data in the study of the relationship of creativity and social intelligence among preschool children.
Список литературы
-
Альбом для экспресс-диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста (в 3-х раб. тетр.). Под ред. Н.В. Микляевой. М.: Директ-Медиа, 2017
-
Воронина Л.В., Толмачева Ю.С. Роль метода проектов в развитии креативности старших дошкольников // Педагогическое образование в России. 2014. №1. С. 141-145
-
Давыдова Т.А. Социальный интеллект и личность в связи с уровнем креативности студента // Психология XXI века. СПб.: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2012. С. 33-35
-
Железнова С.В. Что мы знаем о мальчиках и девочках? Насколько эффективно воспитание и образование девочек и мальчиков без учета их психофизиологических и гендерных отличий? // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 2. С. 39-42
-
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: «Академия», 2004
-
Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998
-
Матвеева Л.Г. Анализ понятия «социальный интеллект» // Вестник ЮурГУ. 2008. № 33. С. 51-55
-
Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 94-101
-
Тихонова Т.М., Дружинина В.Н. Как составить психолого-педагогическую характеристику на ребенка младшего школьного возраста? Карпогоры, 2018
-
Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-29
-
Чернецкая Н.И. Гендерные особенности творческого мышления младших школьников и подростков // Вестник КемГУ. 2013. № 3. Т. 1. С. 159-163