Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (46) (2019)
УДК 159.9.072.433
DOI 10.24888/2073-8439-2019-46-2-13-24
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «Я»-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
Проблема успешности обучения, всегда интересовавшая ученых различных школ и направлений, приобретает сегодня особое звучание. Современный специалист должен обладать не только общими и профессиональными компетенциями, но и быть личностью, наделенной определенным набором качеств, позволяющих ему ориентироваться в постоянно изменяющемся мире. Таким образом, в современном обществе успешность человека в обучении может быть гарантом его успешности в выбранной профессии, а также определять уровень его качества жизни в целом. Материалы, представленные в статье, посвящены изучению особенностей компонентов «Я»-концепции неуспевающих в обучении подростков. В проведении исследования приняли участие 103 человека: 52 подростка (26 мальчиков и 26 девочек), неуспевающих в обучении, в том числе имеющих признаки отклонений в поведении (экспериментальная группа) и 51 человек (26 мальчиков и 25 девочек), составивших контрольную группу из обучающихся, успешно осваивающих учебную программу. Использовались следующие методы сбора эмпирических данных: наблюдение, беседа, экспертная оценка и психодиагностический метод. В качестве психодиагностического инструмента были выбраны следующие методики: «Опросник самоотношения (ОСО)» (В.В. Столин и С.Р. Пантелеев), который в большей степени раскрывает когнитивную составляющую «Я»-концепции - образ «Я»; проективная методика «Незаконченные предложения» (Сакс и Леви), с помощью которой было возможно оценить межличностные отношения и определить потенциально-поведенческую составляющую «Я»-концепции. Полученные эмпирические данные были подвергнуты математико-статистической обработке, что позволило определить статистически достоверные различия, которые измерялись с помощью t-критерия Стьюдента (различия между выборками признавались значимыми при уровне р≤0,05; для описания распределения применялась дескриптивная статистика), и обнаружить ряд закономерностей, позволяющих сделать определенные выводы в первую очередь о том, что особенности развития составных частей «Я»-концепции в значительной степени обусловливают успешность обучения.
Ключевые слова
«Я»-концепция; социальная дезадаптация; успешность обучения; личностный адаптационный потенциал; самооценка; эгоцентризм; система отношений подростка; I”- concept; social disadaptation; learning success; personal adaptive potential; self-esteem; egocentrism; th
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF “I” - CONCEPT OF TEENAGERS WITH LEARNING DIFFICULTIES
The problem of learning success, which has always interested scholars of various schools and directions, is acquiring a special meaning today. A modern specialist should possess not only general and professional competencies, but also be a person endowed with a certain set of qualities that allow him to navigate in a constantly changing world. Thus, in modern society, the success of a person in learning can be a guarantee of their success in the chosen profession, as well as determine the level of their quality of life in general. The materials presented in the article are devoted to the study of the features of the components of “I”-concept of teenaers who are not succeeding in studying. 103 people took part in the study: 52 teenagers (26 boys and 26 girls) who are not successful in studying, including those with signs of behavioral abnormalities (experimental group) and 51 people (26 boys and 25 girls) who made up the control group of students successfully mastering the curriculum. The following empirical data collection methods were used: the observation, the conversation, the expert evaluation, and the psychodiagnostic method. The following methods were chosen as a psychodiagnostic tool: the Self-Relationship Questionnaire (CCA) (V.V. Stolin and S.R. Panteleyev), which to a greater extent reveals the cognitive component of “I”-concept -“I” image; the projective technique “Unfinished sentences” (Sachs and Levy), with the help of which it was possible to evaluate interpersonal relations and determine the potentially-behavioral component of “I”-concept. The obtained empirical data were subjected to mathematical-statistical processing, which allowed us to determine statistically significant differences, which were measured using Student's t-criterion (differences between samples were recognized as significant at the level of p≤0.05; descriptive statistics were used to describe the distribution) , allowing us to draw certain conclusions, and, first of all, that the features of the development of the constituent parts of “I” concept largely determine the success of studying.
Список литературы
-
Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В., Собкин В.С. Проявления девиации в подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 3-18
-
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986
-
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1995
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991
-
Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие. М.; Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: НПО МОДЭК, 2005
-
Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: АСВ, 2004
-
Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Санкт-Петерб. гос. ун-т, 2000
-
Корнилов С.А., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Лонгитюдное исследование академических, творческих и практических способностей как предпосылок успешности обучения // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 138-149
-
Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика. СПб.: Питер, 2008
-
Маклаков А.Г. Теоретические и методологические основы организации психологического сопровождения образовательного процесса // Психология XXI века. Психология и современные проблемы образования / ред.- сост. В.Н. Скворцов. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. С. 9-14
-
Маклаков А.Г., Головешкин И.Д., Головешкина А.В., Сидорова А.А., Яхудина Е.Н. Проблемы диагностики адаптационных способностей у обучаемых общеобразовательных организаций при решении задач психолого-педагогического сопровождения // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии / ред.-сост. В.Н. Скворцов, А.Г. Маклаков. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. С. 8-14
-
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000
-
Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А.А. Карелина. Т. 1. М.: Владос, 2003
-
Психология подростка. Полное руководство / под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008
-
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999
-
Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
-
Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-н/Д: Феникс, 2002
-
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001