Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (46) (2019)
УДК 159.96
DOI 10.24888/2073-8439-2019-46-2-25-31
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ У БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ
В статье представлены результаты исследования мотивационного профиля личности и степень выраженности психологических защит у студенток Новосибирского государственного университета экономики и управления (НИНХ). Теоретическая основа статьи опирается на взгляды З. Фрейда и Х. Хекхаузена. Методы исследования: эмпирические (тестирование); математические (статистическая обработка данных). Для решения поставленных задач, в частности, для оценки мотивационного профиля девушек, использовался опросник «Мотивационный профиль личности» В.Э. Мильмана, а для исследования психологических защит - опросник Плучека-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля». Психологическая защита - система реагирования личности на какие-то угрожающие ситуации, используемые человеком на бессознательном уровне. Анализ психологических защит у студенток показал, что первых три места занимают такие защиты, как «проекция», «рационализация» и «регрессия», т.е., наряду со зрелой психологической защитой в виде «рационализации», студентки используют и онтогенетически ранние механизмы психологической защиты. Согласно взглядам Х. Хекхаузена, мотивы непосредственно выявить и формализовать невозможно. Это лишь виртуальные понятия, которые помогают пониманию «вспомогательных конструкт» человеческого мышления. При изучении типов мотивационного профиля было выявлено, что для студенток в целом типичен «общежитейский» мотивационный профиль. Значительное место занимает и мотив общения, данный факт достаточно просто объясним, так как общение является главной ценностью для большинства девушек. Такой мотивационный профиль характерен для индивидуумов, ориентированных на социальную активность. Вместе с тем почти у одной трети студенток уровень комфортного жизнеобеспечения превышает производительные (развивающие) мотивы.
Ключевые слова
мотивация; мотивационный профиль; мотивационная сфера; механизмы психологические защиты; motivation; motivational profile; motivational sphere; psychological defense mechanisms
PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION AND MOTIVATIONAL PROFILE OF FUTURE MANAGERS
The article presents the results of the study of the motivational profile of the individual and the degree of psychological protection of students of Novosibirsk State University of Economics and Management (NINH). Theoretical basis for article is the views of S. Freud and H. Heckhausen. The research methods are empirical (testing), mathematical (statistical data processing). To solve the tasks, in particular, to assess the motivational profile of girls, V. E. Milman’s “Motivational profile of personality”questionnaire was used, and for the study of psychological defenses - Pluchek-Kellerman-Conte’s questionnaire of “Life Style Index”. Psychological protection is a system of personal response to some threatening situations used by a person on an unconscious level. The analysis of psychological protection of students showed that the first three places are occupied by such protection as: “projection”, “rationalization” and “regression”, i.e. along with Mature psychological protection in the form of “rationalization”, students use the earliest mechanisms of psychological protection. According to H. Hekhauzen’s views it is impossible to directly identify and formalize motives. This is only a virtual concept, which helps understand “auxiliary construct” of human thinking. When studying the types of motivational profile, it was revealed that for students in general, a “dormitory” motivational profile is typical. A significant place is occupied by the motive of communication, this fact is quite simple to explain, since communication is the main value for most girls. In general, this motivational profile is typical for individuals focused on social activity. At the same time, almost one third of students have a level of comfortable life support that exceeds productive (developing) motives.
Список литературы
-
Армстронг М.А. Практика управления человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2004
-
Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б., Петрова Н.Н., Беспалько И.Г., Беребин М.А., Савельева М.И., Таукенова Л.М., Штрахова А.В., Аристова Т.А., Осадчий И.М. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005
-
Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест, 2001
-
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002
-
Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129-135
-
Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. С. 23-43
-
Парфенова Г.Л., Королева А.Ф. Механизмы психологической защиты личности в контексте профессионального самоопределения студентов психологов // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. № 4(29). С. 88-92
-
Тулупьева Т.В., Тулупьев А.Л., Николенко С.И., Пащенко А.Е., Абрамян М.К., Ястребова Е.Л., Столярова Е.В., Рыбкина З.И. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: автоматизация обработки данных исследования и их статистический анализ // Труды СПИИРАН. Вып. 3, т. 2. СПб.: 2006. С. 224-243
-
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003