Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (46) (2019)
УДК 159.955+37.015.3
DOI 10.24888/2073-8439-2019-46-2-32-48
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРОЯТНОСТНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Особенностью современной парадигмы образования является усиление гуманистического контекста с повышением роли субъектности. Актуализация субъектности в познавательном процессе смещает педагогический фокус на процессы самосовершенствования, саморазвития, самореализации личности, воспитание таких качеств, как способность взять на себя ответственность, креативность, рефлексивность. В этой связи возникает проблема разработки эффективных стратегий для саморазвития личности, поиска инновационных путей, методов и средств активизации мыслительной деятельности обучаемых в целом и развития такого стиля мышления, в основе которого лежат суждения о вероятности ожидаемых событий. Это объясняется тем, что перед современным человеком все чаще возникают многовариантные ситуации, имеющие вероятностный характер и в которых необходимо умение принимать решение в ситуациях неопределенности. В психологической науке данный стиль носит название вероятностного стиля мышления (ВСМ). ВСМ позволяет принимать адекватные решения в таких условиях, когда информации мало и она ограничена во времени и пространстве, а сам процесс принятия решения основывается на знании природы и особенностей протекания внутренних и внешних случайных процессов. Поэтому целью настоящего исследования стало изучение теоретических основ формирования и развития ВСМ посредством психологического и историко-педагогического компаративного анализа, обобщения научного опыта, выявления исторических и современных мировых тенденций. В статье приводится анализ исследований в области мышления, который показал, что в психологии мышление рассматривается и как психический процесс, и как познавательная деятельность. В то же время современные психологические исследования мышления показывают, что оно носит большей частью вероятностный характер, который базируется на механизме принятия решения в условиях проблемной ситуации, основной характеристикой которой является неопределенность, а в основе самого мышления лежат суждения о вероятности ожидаемых событий. Приводятся результаты исследования современных стилей мышления, а также ВСМ в отечественной и зарубежной литературе. В понятие ВСМ и российские, и западные ученые включают практически одни и те же признаки: гибкость, критичность, прогностичность, адаптивность, синергетичность. Уточнена сущность понятий «вероятностный стиль мышления», «развитие вероятностного стиля мышления». Показано, что ВСМ позволяет осуществлять оценку вероятности представлений, созданных на основе логики и интуиции, что дает возможность принимать оптимальное решение в ситуации неопределенности. Перспективным признается развитие учения о ВСМ через раскрытие его видов в процессе математического образования. Именно математическое образование способствует взаимодействию, взаимовлиянию, взаимообогащению различных областей знания, объединяет разные способы познания действительности, развивает логику и интуицию. В рамках математического образования наиболее четко наблюдается переход от концепции строгого классического детерминизма к более широким представлениям детерминизма статистического, который в настоящее время определяет научное познание и составляет содержание ВСМ.
Ключевые слова
мышление; стиль мышления; вероятностный стиль мышления; прогнозирование; случайное событие; вероятность; thinking; style of thinking; probabilistic thinking; forecasting; random event; probability
SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS OF PROBABILISTIC THINKING: THE THEORETICAL BASIS OF THE STUDY
The peculiarity of the modern paradigm of education is the strengthening of the humanistic context with the increasing role of subjectivity. The importance of subjectivity in the cognitive process shifts the pedagogical focus to the processes of self-improvement, self-development, self-realization of personality, upbringing such qualities as the ability to take responsibility, creativity, reflexivity. This raises the problem of the development of effective strategies for self-development of the individual, finding innovative ways, methods and means of enhancing the mental activity of trainees as a whole and developing a style of thinking based on judgments about the probability of expected events. This is due to the fact that the modern person is increasingly faced with multivariate situations that have probabilistic nature and which require the ability to make decisions in situations of uncertainty. In psychological science this style is called probabilistic. Probabilistic thinking allows one to make adequate decisions in such conditions when there is not enough information and it is limited in time and space, and the decision-making process is based on knowledge of the nature and features of the course of internal and external random processes. Therefore, the purpose of this study was to consider theoretical foundations of the formation and development of probabilistic thinking through psychological, historical and pedagogical comparative analysis, generalization of scientific experience, identification of historical and modern world trends. The article provides an analysis of research in the field of thinking, which showed that in psychology thinking is considered as a mental process, and as a cognitive activity. At the same time, modern psychological studies of thinking show that it is mostly probabilistic in nature, which is based on the mechanism of decision-making in a problem situation, the main characteristic of which is uncertainty, and at the heart of thinking are judgments about the probability of expected events. The results of the study of modern styles of thinking, as well as probabilistic thinking in domestic and foreign literature are presented. In the concept of probabilistic thinking, both Russian and foreign scientists include almost the same signs: flexibility, criticality, predictability, adaptability, synergy. The essence of concepts “probabilistic thinking”, “the development of probabilistic thinking” is specified. It is shown that probabilistic thinking allows one to estimate the probability of representations created on the basis of logic and intuition, which makes it possible to make the optimal decision in a situation of uncertainty. The development of the doctrine of probabilistic thinking through the disclosure of its types in the process of mathematical education is considered promising. It is mathematical education that promotes interaction, mutual influence, mutual enrichment of various fields of knowledge, combines different ways of knowing reality, develops logic and intuition. Within the framework of mathematical education, the transition from the concept of strict classical determinism to broader concepts of statistical determinism is most clearly observed, which currently determines scientific knowledge and makes up the content of the probabilistic thinking.
Список литературы
-
Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001
-
Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. С. 7-26
-
Балашов Л.E. Философия: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008
-
Белоусова А.К. Стиль мышления в студенческих группах // Научная мысль Кавказа. 2005. № S15. С. 163-170
-
Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2003
-
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2008
-
Бурменская Г.В., Евдокимова Л.B. Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 30-43
-
Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл; Per Se, 2000
-
Вертгеймер М. Проодуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987
-
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Издательство «Лабиринт», 1999
-
Губина Т.Н. Методические приемы развития алгоритмического мышления будущего учителя информатики // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. № 3-1. С. 6-16
-
Гуленко В.В. Биполярные шкалы и формы мышления // Психология и соционика межличностных отношений. 2015. № 11-12. С. 19-35
-
Гурова Л.Л. Психология мышления. М.: ПЕР СЭ, 2005
-
Давыдов В.В. Определение мышления // Культурно-историческая психология. 2006. № 2. С. 3-16
-
Дворяткина С.Н. Развитие вероятностного стиля мышления студентов в обучении математике на основе диалога культур: автореф. дис. … докт. пед. наук. Елец, 2012
-
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004
-
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997
-
Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2006
-
Корниенко А.Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности // Научный диалог. 2013. № 4(16). С. 49-62
-
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981
-
Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2005
-
Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999
-
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2003
-
Маневич Д.В. Совершенствование содержания общего среднего образования на основе теории вероятностей и статистики: автореф. дис. … докт. пед. наук. Ташкент, 1990
-
Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004
-
Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1989
-
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2015
-
Налимов В.В. Применение математической статистики при анализе вещества. М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1960
-
Николаенко Н.Н. Творчество и мозг. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001
-
Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1976
-
Панина Н.В. Прикладная направленность обучения теории вероятностей как средство формирования экономического мышления студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2004
-
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994
-
Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1973
-
Пономарев Ю.И., Шаповаленко Т.Г. Особенности формирования вероятностного мышления учащихся // Наука и школа. 2008. №3. С. 20-22
-
Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2002
-
Рапацевич Е.С. Психологические механизмы процесса прогнозирования // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 122-128
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007
-
Рузавин Г.И. Пробабилизм // Новая философская энциклопедия. Т. III. М.: Мысль, 2010. С. 355-356
-
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996
-
Тарасов Л.В. Современная физика в средней школе. М.: Просвещение, 1990
-
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961
-
Уоллес Г. Стадии решения мыслительной задачи // Психология мышления: хрестоматия; ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонов, М.В. Фаликман. М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 298-301
-
Фейгенберг И.М. Видеть - предвидеть - действовать: Психологические этюды. М.: Знание, 1986
-
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000
-
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004
-
Чигиринская Н.В. Общие принципы конструирования когерентно-стохастических учебных задач как средства развития стохастической культуры студентов технического ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. С. 121
-
Эпистемология: основная проблематика и эволюция подходов в философии науки. Отв. ред. И.Г. Митченков. Кемерово: Кузбас. гос. техн. ун-т., 2007
-
Amir G., Williams J. Cultural influences on children’s probabilistic thinking // The Journalof Mathematical Behavior. 1999. N 18(1). Р. 85-107
-
Borovcnik M. Probabilistic thinking and probability literacy in the context of risk // Educação Matemática Pesquisa. 2016. N 18(3). Р. 1491-1516
-
Burke D.M., MacKay D.G., Worthley J.S., Wade E. On the tip of the tongue: What causes word finding failures in young and older adults? // Journal of Memory and Language. 1991. N 30. P. 542-579
-
Chaput B., Girard J.-C., Henry M. Frequentist approach: Modelling and simulation in statistics and probability teaching // Teaching statistics in school mathematics-Challenges for teaching and teacher education. A joint ICMI/IASE study: The 18th ICMI Study. Ed. by C. Batenero, G. Burrill, C. Reading. New York: Springer, 2011. Р. 85-95
-
Collins A.M., Michalski R. The logic of plausible reasoning: A core theory // Cognitive Science. 1989. N 13. Р. l-49
-
Corballis M.C. The gestural origins of language // American Scientist. 1999. N 87(2). Р. 138-145
-
Faisal A.A., Selen L.P.J., Wolpert D.M. Noise in the nervous system // Nature Reviews Neuroscience. 2008. N 9(4). Р. 292-303
-
Fischbein E. The intuitlve sources of probabilistic thinking in chlldren. Dordrecht, Boston: D. Reidel Publishing Company, 1975
-
Gal I. Towards «probability literacy» for all citizens: building blocks and instructional dilemas // Exploring probability in schools: challenges for teaching and learning. Ed. by G. Jones. New York: Springer, 2005. Р. 39-63
-
Gardner R.W. Cognitive control principles and perceptual behavior // Bulletin of the Menninger Clinic. 1959. N 23. P. 241-248
-
Gigerenzer G.G., Hoffragc U., Kleinbölting H. Probabilistic mental models: A Brunswikian theory of confidence // Psychological Review. 1991. N 98(4). Р. 506-528
-
Greer B., Mukhopadhyay S. Teaching and learning the mathematization of uncertainty: Historical, cultural, social and political contexts // Exploring probability in schools: challenges for teaching and learning. Ed. by G. Jones. New York: Springer, 2005. Р. 297-324
-
Johnson-Laird P.N. Human and Machine Thinking. New York: Psychology Press, 1993
-
Johnson-Laird P.N. Mental models and probabilistic thinking // Cognition. 1994. N 50. Р. 189-209
-
Kahneman D., Frederick S. A model of heuristic judgment // The Cambridge handbook of thinking and reasoning. Ed. by K.J. Holyoak, R.G. Morrison. New York: Cambridge University Press, 2005. Р. 267-293
-
Kersten D., Mamassian P., Yuille A. Object perception as Bayesian inference // Annual Review of Psychology. 2004. N 55. Р. 271-304
-
Kreitler S., Kreitler H. Development of Probability Thinking in Children 5 to 12 Years Old // Cognitive Development. 1986. N 1(4). P. 365-390
-
Marr D. Vision: A computational investigation into the human representutlon and processing of visuul informufion. New York: W.H. Freeman, 1982
-
McGuire W. The probabilogical model of cognitive structure and attitude change // Cognitive responses in persuasion. Ed. by R.E. Petty, Т.М. Ostrom, Т.С. Brock. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1981. Р. 291-308
-
Mooney Е.S., Langrall C.W., Hertel J.T. A Practitional Perspective on Probabilistic Thinking Models and Frameworks // Probabilistic Thinking. Ed. by E.J. Chernof, B. Sriraman. New York: Spinger, 2014. Р. 495-507
-
Pfannkuch M., Ziedins I. A modeling perspective on probability // Probabilistic thinking: Presenting plural perspectives. Ed. by E. Chernoff, B. Sriraman. New York: Springer, 2014. Р. 101-116. DOI: 10.1007/978-94-007- 7155-0_5
-
Piaget J., Inhelder B. La genèse de l’idée de hasard chez l’enfant (The origin of the idea of chance in children). Paris: Presses Universitaires de France, 1951
-
Poincare H. The Foundations of Science. New York: Science Press, 1913
-
Pratt D. Re-connecting probability and reasoning from data in secondary school teaching // International Statistical Institute: Proceedings of the 58th World Statistical Congress. Dublin, 2011. Р. 890-899
-
Sari D.I., Hermanto D. Development of probabilistic thinking-oriented learning tools for probability materials at junior high school students // AIP Conference Proceedings. 2017. V. 1867(1). DOI: https://doi.org/10.1063/1.4994445
-
Simon H.A. The psychology of scientific problem solving // Models of discovery. Ed. by H.A. Simon. Dordrecht: D. Reidel, 1977
-
Sternberg R.J. Thinking Styles. Cambridge: Cambridge University Press, 1999
-
Witkin H.A., Moore C.A., Goodenough D.R., Cox P.W. Field-Dependent and Field-Independent cognitive styles and their educational implications // Review of Educational Research. 1977. N 47(1). P. 1-64
-
Zaidel M. Les functions de l'hemisphere droit // Recherone. 1984. N 15. P. 332-349