Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (46) (2019)
УДК 159.9
DOI 10.24888/2073-8439-2019-46-2-49-55
СПЕЦИФИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО И АВТОНОМНОГО КОМПОНЕНТОВ ТОРМОЗНОГО КОНТРОЛЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В работе сделана попытка оценить взаимосвязь центрального и автономного компонентов тормозного контроля у дошкольников. В исследовании приняли участие 30 детей 7-8 лет (средний возраст 7,4 ± 0,6 лет), учащиеся первого класса. Все дети сначала участвовали в выполнении простой и сложной сенсомоторных реакций, а затем у них записывали кардиоритм в двух ситуациях: когда они припоминали положительно и отрицательно окрашенные эмоциональные события. Регистрация и математический анализ сердечного ритма производились с помощью аппаратно-программного комплекса Nerve-Express (Intellewave Inc., Valley Stream, NY, USA), предназначенного для математического анализа коротких участков кардиритмограмм (192 R-R интервала, что важно при отслеживании динамики психологического состояния и функционального статуса автономной нервной системы), но при этом сама запись допускает суточный мониторинг. Из многочисленных параметров математического анализа сердечного ритма в эмоциональных состояниях был взят стандартный показатель спектрального анализа - соотношение HF/LF, где HF (High Frequency) - показатель, отражающий активацию парасимпатической нервной системы (вагусная активность), а LF (Low Frequency) - показатель, отражающий активацию симпатической нервной системы. Данные свидетельствуют о том, что у детей 7-8 лет больший диапазон реагирования парасимпатической нервной системы обнаружен при воспоминании о позитивных событиях по сравнению с воспоминаниями негативных событиях. Наименьшее число ошибок, отражающих работу механизма торможения, отмечается у тех детей, которые реагируют интенсивной парасимпатической реакций на положительные воспоминания и выраженной симпатической реакцией при воспоминании о негативно окрашенных событиях. Следовательно, качество когнитивных процессов в младшем школьном возрасте определяется зрелостью симпатического и парасимпатического звеньев автономной нервной системы.
Ключевые слова
первоклассники; тормозные процессы; вегетативная регуляция; положительные и отрицательные эмоции; вариабельность кардиоритма; центральная регуляция; first-formerss; inhibitory processes; vegetative regulation; positive and negative emotions; heart rate varia
THE SPECIFICS OF THE CENTRAL AND AUTONOMOUS COMPONENTS OF INHIBITORY CONTROL IN FIRST-FORMERS
In the paper an attempt was made to assess the relationship of the central and autonomic components of inhibitory control in preschoolers. The study involved 30 7-8 year old children (mean age 7.4 ± 0.6 years), pupils of the first grade. All children, at first, participated in simple and complex sensorimotor reactions, and then their cardio rhythm was recorded in two situations: when they remembered positive and negative emotional events. The registration and mathematical analysis of the heart rate were performed using Nerve-Express (Intellewave Inc., Valley Stream, NY, USA) hardware and software complex, designed for the mathematical analysis of short records of cardiorhythmograms (192 R-R intervals, which are important when tracking the dynamics of the psychological state and functional status of the autonomous nervous system), but the record itself allows daily monitoring. From numerous parameters of the mathematical analysis of the heart rate in emotional states ratio HF / LF was taken as a standard indicator of spectral analysis where HF (High Frequency) - an indicator that reflects the activation of the parasympathetic nervous system (vagus activity), and LF (Low Frequency) - an indicator that reflects the activation of the sympathetic nervous system. The data indicate that in 7-8 year old children a greater range of response of the parasympathetic nervous system was found recollecting positive events compared with the recollection of negative events. The smallest number of errors reflecting the inhibitory mechanism is observed in those children who react with intense parasympathetic reactions to positive memories and expressed sympathetic reaction when recollecting negative events. Consequently, the quality of cognitive processes in primary school age is determined by the maturity of the sympathetic and parasympathetic links of the autonomic nervous system.
Список литературы
-
Вергунов Е.Г., Николаева Е.И. Опыт применения методов визуализации в качественном анализе тайм-теста // Мир науки, культуры образования. 2009. №. 7-2(19). С. 128-131
-
Дейвис Дж. Онтогенез. От клетки до человека. СПб: Питер, 2017
-
Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 102-111
-
Николаева Е.И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2006. Т. 3(2). С. 118-125
-
Николаева Е.И. Кнут или пряник?: поощрение и наказание как методы воспитания ребенка. СПб: Речь; М.: Сфера, 2010
-
Николаева Е.И. Психофизиология. СПб.: Питер, 2019
-
Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Что такое «executive functions» и их развитие в онтогенезе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 2. С. 62-81
-
Critchley H.D., Eccles J., Garfinkel S.N. Interaction between cognition, emotion, and the autonomic nervous system // Handbook of Clinical Neurology. 2013. V. 117. Autonomic Nervous System. Р. 59-77. DOI: 10.1016/b978-0-444-53491-0.00006-7
-
Heart rate variability. Standards of measurement, physiological interpretation, and clinical use. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology // European Heart Journal. 1996. N 17. P. 354-381
-
Laborde S., Mosley E., Thayer J.F. Heart Rate Variability and Cardiac Vagal Tone in Psychophysiological Research - Recommendations for Experiment Planning, Data Analysis, and Data Reporting // Frontiers in Psychology. 2017. V. 8. P. 213. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00213
-
Lane R., McRae K., Reiman E., Chen K., Ahern G.L., Thayer J.F. Neural correlates of heart rate variability during emotion // NeuroImage. 2009. V. 44. N 1. P. 213-222. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2008.07.056
-
Luna B., Marek S., Larsen B., Tervo-Clemmens B., Chahal R. An Integrative Model of the Maturation of Cognitive Control // Annual Review of Neuroscience. 2015. N 38. P. 151-170
-
Mather M. The Affective Neuroscience of Aging // Annual Review of Psychology. 2016. V. 67. P. 213-238
-
McCraty R., Shaffer F. Heart rate variability: new perspectives on physiological mechanisms, assessment of self-regulatory capacity, and health risk // Global Advances in Health and Medicine. 2015. V. 4. P. 46-61. DOI: 10.7453/gahmj.2014.073
-
Nikolaeva E.I., Burkova S.A. The Influence of Encouragement and Punishment on the Psychophysiological Development of Children // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. EpSBS. V. XLIX - ICPE. 2018. V. 53. P. 482-489. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.53
-
Weaver I.C.G., DiAlessio A.C., Brown S.E., Hellstrom I.C., Dymov S., Sharma S., Szyf M., Meaney M. The transcription factor NGFI-A mediates epigenetic programming: altering epigenetic marking through immediate early genes // J Neuroscience. 2007. V. 27. P. 1756-1768