Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (46) (2019)
УДК 159.99
DOI 10.24888/2073-8439-2019-46-2-56-62
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОМУ ВОСПРИЯТИЮ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ
Актуальность проблемы развития фонематического восприятия в науке и практике связана с необходимостью повышения грамотности, успешности овладения чтением и письмом детей дошкольного возраста. Описаны подходы различных исследователей к содержанию определения «фонематическое восприятие», теоретические аспекты его развития в онтогенезе, анализ традиционных методов и приемов развития фонематического восприятия дошкольников. Установлено, что фонематическое восприятие представляет собой способность осуществлять анализ и синтез звуковой структуры слова, которые должны быть сформированы у детей к концу дошкольного возраста. Вместе с тем у детей дошкольного возраста возникают нарушения фонематического восприятия. В ходе диагностики выявлены следующие трудности и проблемы фонематического восприятия у детей 6-го года жизни: неумение назвать порядок расположения звуков в словах, фразах, неспособность определить количество звуков и их последовательность, дифференциацию парных согласных звуков. Предложено повышение эффективности педагогической работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста различных аспектов фонематического восприятия за счет применения интеграции задач, форм и методов данного направления с музыкальным и познавательным развитием. Описаны варианты интеграции задач, методов, форм работы по развитию фонематического восприятия в процессе музыкального и познавательного развития. Предложены примеры музыкальные упражнения (пропевание звуков, слогов), направленные на формирование у детей знаний о согласных и гласных звуках, открытых и закрытых слогах. Представлен вариант развития фонематического восприятия в ходе познавательно-экспериментальной деятельности детей, описаны упражнения на определение количества звуков и слогов, которые можно применять при обучении детей счету. Автор предлагает также различные виды предметно-схематических моделей звуков, которые могут использоваться в работе по формированию фонематического анализа слова.
Ключевые слова
фонематическое восприятие; звуковая структура слова; фонематический анализ; дифференцирование звуков; речевое развитие; интеграция; phonemic perception; sound structure of the word; phonemic analysis; differentiation of sounds; speech development; integration
THE USE OF INTEGRATION OF CHILD DEVELOPMENT IN TEACHING PHONEMIC PERCEPTION TO 6 YEAR OLD CHILDREN
The importance of the problem of the development of phonemic perception in science and practice is associated with the need to improve preschool age children’s literacy, success in mastering speech and writing. Approaches of various studies to the definition of “phonemic perception”, theoretical aspects of its development in ontogenesis, the analysis of methods and techniques for the development of phonemic perception of preschoolers are described. It is established that phonemic perception is the ability to analyze and synthesize sound string words that should be formed in children before the end of preschool age. At the same time, children of preschool age have phonemic perception disturbance. The diagnosis reveals the following difficulties and problems of phonemic perception in 6 year old children: inability to determine the order of sounds in words, phrases, inability to determine the number of sounds and their sequence, differentiation of paired consonants. It is proposed to increase the effectiveness of pedagogical work on the development of various aspects of phonemic perception using the integration of various tasks, forms and methods of this direction with musical and learning development. The variants of the integration of tasks, methods, forms of work on the development of phonemic perception in the process of musical and learning development are described. Examples of musical exercises (chanting of sounds, syllables) aimed at the development of knowledge about consonants and vowels, open and closed syllables in children are proposed. A variant of the development of phonemic perception in the course of cognitive and experimental activity of children, the use of exercises to determine the number of sounds and syllables that can be used in teaching children to count are proposed. The author also offers various types of subject-schematic models of sound signals that can be used in the work on the formation of phonemic analysis of a word.
Список литературы
-
Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. Под ред. А.М. Шахнаровича. М.: ИНПО, 1993. С. 303-306
-
Белоус Е.Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме: дис. … канд. псих. наук. Коломна, 2011
-
Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М.: Просвещение, 1996
-
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2002
-
Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб.: Акцидент, 2005
-
Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. М.: Сфера, 2010
-
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2003
-
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999
-
Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 2001
-
Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: учебное пособие. М.: Академия, 2002
-
Львов М.Р. Основы теории речи: учебное пособие. М.: Академия, 2002
-
Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Альянс, 2013
-
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М.: Просвещение, 1991
-
Ушакова О.С. Материалы курса «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010
-
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989
-
Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып.13. С. 101-133
-
Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2013