Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (46) (2019)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2019-46-2-72-77
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В статье предпринята попытка представить результаты исследования возможностей гуманитарного образования для воспитания патриота своей страны, ответственного за слово и дело гражданина, способного не только реализовать себя в профессии, но и в процессе собственной жизнедеятельности. Актуальность данного микроисследования обусловлена необходимостью поиска педагогических средств противостояния негативным, нарастающим в мире кризисным явлениям (как то: сайентизм, клонирование, тотальный контроль над психикой, потеря нравственных ориентиров человека в поликультурном мире и т.д.). Целью данной статьи является описание некоторых результатов культурного самоопределения учителя в период обсуждения и реализации предметных концепций языкового/иноязычного и исторического развития обучающихся в системе дополнительного профессионального образования, а также предпринимаемых организационных мер взаимодействия на региональном уровне в формате национального проекта «Учитель будущего». Результаты проведенного исследования позволяют авторам сделать выводы о признании эволюционных процессов в отечественном образовании в качестве реалии настоящего момента. Эти процессы касаются, прежде всего, создания системных организационно-педагогических условий для эффективной реализации инновационной деятельности педагога, решения вопросов его профессионализма, мастерства и новаторства в области формирования целостного образовательного пространства, в основе которого оптимизация интеграционных процессов, а также актуализация принципов разумного гуманизма. Данное исследование особенно значимо для обогащения информации относительно результатов обсуждения предметных концепций гуманитарного блока, которые находятся под пристальным вниманием и государственных органов, и образовательных организаций региона, и в системе курсового повышения квалификации педагога.
Ключевые слова
ценностные аспекты; гуманитарное образование; патриоты; ответственный житель страны; лонгитюдное исследование; культурное самоопределение учителя; value aspects; the Humanities; patriots; responsive citizens of a country; longitudinal research; cultural self-
TOPICAL ISSUES OF LIBERAL EDUCATION IN TERMS OF UPDATED EDUCATIONAL VALUES
The paper introduces the research findings on some topical issues of modern educational system, in the conditions of the permanent crisis of the poly-cultural space as a whole. The aim of the article is to present some of the results of the authors’ longitudinal research of cultural self-determination of an educator in the sphere of expertise activities, i.e. how to understand and realize the requirements of some of the new state educational documents. The results of the study concern the methodology based on concepts of teaching knowledge of the Humanities (Philology/Linguistics, Historical Sciences) in the value aspects. The arguments are given in defending the concept of the case, when we want to educate not only professionals/specialists, but also patriots, and responsive citizens of our country, who know their history, language/s, traditions and basic values for the sake of self-determination, in the sphere of updated educational values. It is a must for both state educational authorities and teachers to propose transparent means for developing the above qualities of a student. The paper is significant for broadening the knowledge on the subjects’ Concepts of the Humanities, which are still under discussion in the teachers’ community, and can be of use for predicting regional and social phenomena concerning modern educational values of the youth.
Список литературы
-
Буланкина Н.Е. Философско-методологические основания культурного самоопределения личности в пространстве новых реалий современного российского образования // Историческая идентичность гражданина России в условиях реализации историко-культурного стандарта: теория и практика. Сб. науч. докладов и сообщений Межд. науч-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза А.П. Маресьева (г. Волгоград, 7 апреля 2016 г.). Отв. ред. Д.В. Полежаев. М.: Планета, 2016. С. 27-34
-
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015
-
Историческая идентичность гражданина России в условиях реализации историко-культурного стандарта: теория и практика. Сб. науч. докладов и сообщений Межд. науч-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза А.П. Маресьева (г. Волгоград, 7 апреля 2016 г.). Отв. ред. Д.В. Полежаев. М.: Планета, 2016
-
Карташова В.Н. Повышение статуса сельского учителя как носителя лингвокультурных ценностей // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 2(38). С. 95-99
-
Кисарин А.С. Особенности вторичной языковой социализации обучающихся в процессе дополнительного образования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 33(1). С. 118-123
-
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html (дата обращения: 27.03.2019)
-
Нелюбов С.А. Самореализация человека в условиях развития социальной сферы Новосибирской области // Сибирский учитель. 2018. № 5(120). С. 5-10
-
Позиции в диалоге: стратегии устного и письменного общения: коммуникативные технологии в изучении словесности. Под ред. Н.В. Максимовой. Новосибирск: Гарамонд, 2018
-
Bulankina N.E., Bracher S. Topical issues of psychological balance of the participants of the polycultural educational space // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 1(41). С. 53-59
-
Umbrashko K.B., Bulankina N.E. Regional history in the formation and development of students // Сибирский учитель. 2018. № 1(116). С. 69-74
-
Umbrashko K.B., Nelyubov S.A. From civil war to civil peace: lessons of national identity and patriotism // Сибирский учитель. 2019. № 1(122). С. 19-24